Норвежская пасха
Статья на норге.ру публикуется
по согласованию и с разрешения
Посольства Королевства Норвегия в Москве, а также автора
Пасха – Светлое Христово Воскресение – и Рождество Христово – главные церковные праздники. Однако в каждой стране их празднуют по-своему. Так, если «официальным» цветом Пасхи в православной традиции всегда были красный и белый, то в Норвегии это желтый.
Пасха — один из древнейших христианских праздников. Остальные переходящие праздники и памятные дни ведут свой отсчет от Светлого Христова Воскресения. В европейской и русской традициях празднование Пасхи приходится чаще всего на разные даты (однако некоторые годы являются исключениями). В этом году (2012 год) в Норвегии Светлое Христово Воскресение празднуют 8 апреля, а в России – 14 апреля.
Одинаковые и такие разные традиции
Слово «пасха» (по-норвежски – påske) происходит от средневекового латинского pasche, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому празднику Песах, связанному с исходом евреев из Египта.
Первые упоминания о праздновании Пасхи в Норвегии встречаются в королевских сагах и относятся ко времени установления христианства. Во время правления Олава Святого (1016–1028) Пасха стала «государственным» праздником, поведение во время которого строго регламентировалось. Так, в законах Гулатинга (XIII в.) в этот день запрещалось работать, а течение четырех дней и хоронить усопших (сравним: в русской традиции Пасха считается также праздником живых и в первые дни поминать усопших нельзя).
В древние времена Светлому Воскресению и в Норвегии предшествовал длинный пост – fastetiden (40 дней до Страстной Седмицы, аналог русского Великого поста). Сейчас в протестантской Норвегии поста нет, зато есть fastelavn – последнее воскресенье перед постом, в который, по традиции, можно есть булочки с кремом и устраивать карнавалы (сравним с русским Прощеным воскресеньем, последним днем Масленицы, настоящим карнавальным «разгулом»). В этом году fastelavn пришелся на 19 февраля, а в следующем, 2013, году он будет 10 февраля. Чаще всего карнавалы в Норвегии устраивают в детских садах, а вот удовольствию поесть булочек с кремом «все возрасты покорны».
«Пасхальная неделя» (påskeuken) в Норвегии – это, по церковной традиции, неделя после Пасхального воскресенья. Однако чаще всего «пасхальной неделей» называют «тихую неделю» (stille uke), предшествующую Светлому Христову Воскресенью. Особое значение имеют последние четыре дня: чистый четверг (skjærtorsdag), страстная пятница (langfredag), субботний вечер – пасхальный сочельник (påskeaften) и собственно Светлое Христово Воскресение (påskesøndag).
У современных норвежцев Пасха ассоциируется прежде всего с пасхальными каникулами, которые начинаются в среду вечером, когда народ в спешке делает последние покупки, а потом отправляется в горы покататься на лыжах.
Жизнь в городах затихает до вторника «после Пасхи», когда отдохнувшие и загоревшие норвежцы выходят на работу.
Оставшиеся дома тоже не скучают, а ждут Пасху, читают детективы, вместе с детьми разыскивают спрятанные пасхальным кроликом яйца (да-да, именно так!) и радуются первым нарциссам, которые в Норвегии называют «пасхальными лилиями».
Пасхальный зайчик и “The Easter Bunny”
олько не удивляйтесь! Но пасхальные разноцветные яйца в Норвегии откладывает зайчик. Причем яйца, которые он дарит взрослым и детям, бываю шоколадными или картонными, где внутри спрятан подарочек, или обычными куриными, но ярко раскрашенными.
Маленькие норвежцы должны найти как можно больше пасхальных яиц, спрятанных по дому, причем родители получают от этой невинной игры не меньше удовольствия, чем их отпрыски!
Пасхальный заяц – древний символ. Он спутник всех лунных божеств, олицетворяет возрождение, возвращение юности, а также интуицию и «свет во тьме». Очень часто заяц ассоциируется с жертвенным огнем и «жизнью, прошедшей через смерть». Поэтому нет ничего удивительно, что у многих народов он стал ассоциироваться с Пасхой, праздником, установленным в память о Воскресении Иисуса Христа и высчитываемым по лунному календарю.
В европейской традиции пасхальный заяц символизирует рассвет и новую жизнь, является атрибутом богини Луны и весны с заячьей головой, по-видимому, Оэстры (у тевтонов) или Эостры (у англосаксов), которая и дала современное английское название Пасхе – Easter. Надо сказать, что особой популярностью пасхальный зайчик стал пользоваться в последние десятилетия, когда его «продвижением на рынке» стали заниматься компании, производящие шоколадные и марципановые яйца.
Почему же зайчик часто превращается в кролика? Все дело в том, что традицию пасхального зайца завезли в США эмигранты из Германии, а уж за океаном зайчик «переродился» в кролика (но это уже совсем другая история!) и стал называться «The Easter Bunny», а затем вернулся в Европу уже в новом обличии.
Как ни странно, но пасхальный заяц действительно несет яйца, и тому есть красивое объяснение в древней легенде.
В незапамятные времена жила на земле птичка по имени Лепус (лат. lepus – заяц), и всем она была довольна, пока не объявился в лесу охотник Орион, который охотился на птиц. Крошка Лепус полетела к богине весны Эостре и попросила превратить ее в другое животное, потому что уж очень она боялась Ориона. Тогда богиня превратила птичку в зайчика. Всем была довольна Лепус в новом обличье – вот только очень тосковала из-за того, что не может больше нести яйца. На Пасху отправился зайчик к богине и рассказал ей о своей беде – и с тех пор раз в году он может нести яйца!
Яйца же всегда во всех культурах имели сакральное значение и были символами жизни. В мифах многих народов присутствует мотив рождения Вселенной из яйца. Крашеные яйца на древних римских, греческих, персидских, китайских, галльских, германских и славянских праздниках встречи весны символизировали воскрешение и начало жизни. Именно из этих старинных обрядов возникли современные пасхальные традиции, связанные с яйцами.
Наравне с кроликом-зайчиком символом Пасхи в Норвегии всегда были и будут курица и желтенькие цыплята, которых многие сравнивают с солнечными зайчиками.
Пасхальный агнец
Ягненок – еще один символ пасхи, который правильно называть «Пасхальный агнец». Это прообраз Иисуса Христа, напоминание о его крестной смерти во искупление грехов всего человеческого рода. Христос стал агнцем, закланным за грехи людей. Агнец – символ воскресшего Иисуса и одновременно – кротости и смирения.
Эта традиция очень древняя, она описана в Библии. Агнцем Пасхальным в книге Исход (12, 5) называется однолетний ягненок «без всякого порока, мужского пола», которого израильтянам предписано было вкушать с особыми обрядами в первый день иудейской Пасхи.
В России традиционно пасхальный стол украшался ягненком, приготовленным из сахара или масла. А вот в Норвегии готовят настоящего ягненка! Без него немыслим традиционный пасхальный стол.
Ягненка (ногу или каре) маринуют, а потом запекают в духовке или «грилят» на улице.
Пасхальный детектив
Пасха в Норвегии считается самым подходящим временем для чтения детективов и просмотра детективных фильмов. В день Пасхи норвежское телевидение хоть один детектив да обязательно покажет.
Традиционный детектив, который принято читать на Пасху, строится по принципу раскрытия загадки «who's-done-it» – «кто совершил преступление». При этом авторы пасхальных криминальных рассказов и романов неизменно стараются сделать так, чтобы читатель имел возможность догадаться о том, кто же из героев – злодей, задолго до конца книги.
Впервые норвежский пасхальный роман вышел в издательстве «Gyldendal» в 1923 году. О его появлении на прилавках магазинов объявила газета «Aftenposten» в субботу 24 марта: на первой полосе известного издания красовался заголовок «Сегодня ночью был ограблен Бергенский поезд ». С тех пор в Норвегии стало традицией выпускать на Пасху детективы.
Дошло даже до того, что крупнейшая «молочная компания» Tine каждый год печатает на своих пакетах (где-то около 25 миллионов пакетов!) детективы, разгадку которых до Пасхи должны прислать читатели-покупатели. Сами же детективы от Tine часто называют «детективами к пасхальному завтраку».
Эта традиция существует вот уже 15 лет (первый пакет с детективом появился на Пасху 1997 году), и тексты для Tine писали многие известные «детективщики» страны – в том числе, Эрленд Лу (его пасхальную детективную историю на русском можно прочитать здесь), Анне Хольт и Унни Линделл.
В этом году (уже третий раз!) «молочный» пасхальный детектив написал знаменитый Гуннар Столесен, а иллюстратор комиксов о Дональде Даке Арильд Мидтун проиллюстрировал «Мистерию во тьме». Это – самопародия Столесена на его же криминальные истории о частном детективе Варге Веуме. Действие происходит на молочной ферме. Ульф Ульфхейм, сыщик и племянник хозяина фермы, расследует кражу. Первые «детективные» пакеты с молоком поступят в продажу 11 апреля, разгадка будет опубликована в пасхальный сочельник, а молочные пакеты с текстом рассказа и отгадкой после Пасхи будет продаваться до 30 апреля.
Автор: Наталия Будур
Оригинал статьи см. на сайте портала «Норвегия - официальная страница в России» по адресу: http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/news/Norwegian-Easter/
Фото/иллюстрация: Посольство Королевства Норвегия в Москве/ National Library of Norway
Читать также: Наталия Будур - ПАСХАЛЬНЫЕ ВЕДЬМЫ И СУЕВЕРИЯ, Алексей Сельницин - Пасха в Норвегии
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. 05.04.2012
Пасха – Светлое Христово Воскресение – и Рождество Христово – главные церковные праздники
|