Хенрик Анкер Бьеррегор
Хенрик Анкер Бьеррегор (норв. Henrik Anker Bjerregaard, 1.01.1792, Рингсакер - 7.04.1842, Кристиания) - норвежский поэт и драматург.
Родился в семье квартирмейстера, позже судьи Мадса Бьеррегора (1761-1831) и Алете Эртлейн (1756-1846). Отец был родом из Дании. В 1800 году, когда он получил должность судьи первой инстанции, семья переехала в местечко Вого (Северный Гудбраннсдален). Три года спустя Хенрик отправился на учёбу в Кристианию, в Кафедральную школу. Он был одним из лучших учеников, хотя при этом отличался неуравновешенностью характера. Успешно сдав в Копенгагене экзамен на аттестат зрелости, начал изучать юриспруденцию, однако часто отвлекался на сочинение стихов. В датской столице Бьеррегор примкнул к кружку патриотически настроенных земляков и проникся их настроениями. В июне 1814 года попытался нелегально по морю добраться до родины, но был замечен шведским фрегатом и в результате провёл два месяца под арестом в Гётеборге. Отбыв ещё один срок в Халдене, в сентябре 1815 года Бьеррегор наконец вернулся в Кристианию, где вскоре успешно сдал экзамен по специальности, который дал ему право заниматься юридической практикой. Любопытно, что Бьеррегор, по некоторым данным, был вообще первым, кто сдал выпускной экзамен в недавно открывшемся Университете Кристиании.
Ещё в студенческие годы он увлёкся литературой романтизма и начал сочинять стихи. Уже в середине 1810-х гг. Бьеррегор начал публиковаться, в том числе в литературном альманахе Конрада Николая Швака «Север» (Nor), который был по сути первым в своём роде в Норвегии и имел важное значение для последующего развития национальной литературы. Произведения, которые публиковались в сборнике, едва ли представляют собой высокую художественную ценность, но они важны как документы эпохи, как «пробы пера» начинающих норвежских литераторов и первые шаги на пути формирования новой национальной литературы. Многим из них был присущ характерный для той эпохи патриотический пафос. Хотя Бьеррегор писал стихи на разные темы, в том числе посвящения «на случай», пейзажную и любовную лирику, именно одно из его патриотических произведений – «Сыны Норвегии» (Sønner af Norge, 1819) – обрело широкую известность, став текстом первого неофициального норвежского гимна (музыка Кристиана Блума):
Дети великого, гордого края,
Древней Норвегии нашей сыны,
Песнь об отчизне своей запевая,
Мы вдохновенья и веры полны.
Пусть величаво,
Полное славы,
Это священное имя звучит,
Пусть над родною
Любимой страною
Счастья вовек не померкнут лучи!
В памяти прошлые дни воскрешая,
Вспомним о подвигах наших отцов,
Вспомним, как, в дальний в поход отплывая,
У Доврефьёльда скликали бойцов.
С бурями споря.
Плыли по морю,
Славу неся на своих парусах,
Честь и свободу
Родному народу
Кровью они добывали в боях!
Край, где над морем вздымаются гордо
Цепи высоких, скалистых хребтов,
Край молчаливых зелёных фиордов,
Край плодородных долин и лесов!
Морем омытый.
Вечно живи ты,
Радуй нас вечно величьем своим!
Все наши силы
Мы родине милой,
Самой прекрасной из стран, отдадим!
(Перевод В. Струева и Ю. Верниковской)
В стихотворении можно найти целый ряд типичных романтических штампов, однако важно то, что в нём затрагивается тема свободы. Она становится одной из главных как для Бьеррегора, так и для его младшего современника, будущего классика норвежской поэзии Хенрика Вергеланна. Исследователи не без основания проводят параллели между стихотворением Бьеррегора «Песня Свободе» (Sang til Friheden, 1823) и ранней лирикой Вергеланна. И тот, и другой воспринимают свободу как основополагающее право человека, возмущаясь тем, что далеко не во всех уголках земли оно нерушимо соблюдается.
Поэтов также роднит и их патриотизм: как и Вергеланн, Бьеррегор не был сторонником шведско-норвежской унии и негативно относился к последствиям унии с Данией, ратуя за культурное обособление Норвегии. Он активно сотрудничал с оппозиционной газетой Patrioten и был одним из инициаторов празднования Дня Конституции 17 мая.
При жизни Бьеррегора был издан лишь один сборник его стихов – «Разные стихотворения» (Blandede Digtninger, 1829-1830, в двух томах). Николай Вергеланн опубликовал по этому поводу две статьи в журнале Almindeligt Norsk Maanedsskrivt, где выступил с довольно жёсткой критикой. Он обвинял Бьеррегора в подражательности и недостаточном понимании национальной идентичности. Судя по всему, автор сборника был задет этой критикой, хотя стоит отметить, что он едва ли питал высокие амбиции в сфере поэтического творчества. Несмотря на критику со стороны Вергеланна-старшего, Бьеррегор в 1830-е гг. поддерживал его сына Хенрика в борьбе с «даноманами» и оставался его сторонником даже в самый трудный период жизни. Возможно, именно в знак благодарности и признания Вергеланн написал стихотворение на смерть Бьеррегора, в котором лирический герой призывал покрыть «холодный и бледный лоб скальда» лавровым венком.
Настоящей страстью Бьеррегора стал театр. Уже в 1814 году он стал членом «Драматического общества» (Det dramatiske Selskab) и включился в работу, целью которой было создание в Норвегии публичного театра. С 1828 года – член дирекции Публичного театра Кристиании (Christiania offentlige Theater). В 1827 году вместе с Х.Л. Бернхофтом основал газету Christianias Aftenblad, в которой важное место занимала театральная критика.
Бьеррегор проявил себя не только как администратор и критик, но и как драматург. Самая известная его пьеса – водевиль «Горная сказка» (Fjeldeventyret, 1824). Это произведение вошло в историю как первая значительная драма, созданная в Норвегии и имевшая успех на норвежской сцене. Несмотря на шаблонность сюжета и другие слабые стороны, это была первая пьеса, посвящённая жизни норвежского народа, в том числе крестьян, что стало крайне важным в свете формирования романтической идеологии и национального самосознания. А песня пастушки Огот, стилизованная под диалект, стала первой попыткой «проникновения» норвежской живой речи на театральную сцену. «Горная сказка», музыку к которой написал Вальдемар Тране, пользовалась успехом и ставилась в норвежских театрах вплоть до 1850-60-х гг., когда на сцену вышли Ибсен и Бьёрнсон. По своему жанру «Горная сказка» - жизнерадостная комедия, в основе сюжете которой – весёлые похождения трёх студентов, с обязательной любовной интригой и забавными путаницами.
Впоследствии Бьеррегор создал ещё несколько пьес. «Клара, или сила невинности» (Clara eller Uskyldighedens Magt, 1827) – романтическая рыцарская драма, не имевшая ничего общего с изображением норвежской действительности и не пользовавшаяся успехом. «Сыновья Магнуса Голоногого» (Magnus Barfods Sønner, 1830) – драма, действие которой происходит в эпоху викингов, но при этом события и действия персонажей несут явный отпечаток современности. Произведение наполнено антишведскими настроениями, прежде всего в отношении политики короля Карла Юхана, но больше всего достаётся не самому королю, а его сторонникам в Норвегии.
Нет ничего удивительного в том, что отношения Бьеррегора с королевской властью складывались весьма непросто. Его юридическая карьера складывалась не без прямого сопротивления из Стокгольма, где его прямо называли политически неблагонадёжным. Свою должность асессора при Верховном суде Бьеррегор получил скорее за свой вклад в развитие литературы, чем за успехи на юридическом поприще.
Период 1830-х гг. стал самым тяжёлым в жизни писателя. Его брак с молодой актрисой Хенриетте Хансен был воспринят как мезальянс, а их единственная дочь умерла сразу после родов. Бьеррегор страдал от депрессий, почти прекратил литературную деятельность и уже не столь усердно, как раньше, исполнял обязанности чиновника. В 1839 году его даже пытались отдать под суд за «ненадлежащее исполнение обязанностей». Бьеррегор чувствовал себя одиноким и изолированным от общественной жизни. В 1841 году его кандидатура была предложена на пост депутата Стортинга, но путём не вполне честных махинаций была отклонена. 7 апреля 1842 года Бьеррегор скончался. Его супруга дожила до преклонного возраста, пережив своего мужа на 50 лет.
Бьеррегор также пробовал себя и в прозе, но его новеллы не пользовались популярностью, явно уступая произведениям Морица Хансена. Любопытно, что Хансен изобразил его в одной из своих новелл, «Пастель» (Pastelmaleriet) в образе юриста Баструпа: высоким и худым, с «лицом Аполлона», с кудрями и «огненным орлиным взглядом»; его голос был сухим и отрывистым, но стоило ему запеть – и «мягкий мелодичный тенор пронзал сердце каждого».
В историю литературы он вошёл прежде всего как драматург и автор «Горной сказки». Значение Бьеррегора заключается прежде всего в том, что он был одним из тех, кто заложил основу для последующего расцвета норвежской лирики и драматургии. Он пытался привить на норвежской почве различные жанры литературы, уже давно сложившиеся в Европе – сонет, водевиль, историческую драму и другие. Хотя оригинальность и художественная ценность его произведений по праву вызывают сомнения, его значение «первопроходца» в истории норвежской литературы неоспоримо.
Библиография:
Fjeldeventyret. Syngespil i to Acter, 1824
Clara eller Uskyldighedens Magt. Skuespil i een Act, 1827
Folkefesten den 17. Mai. Prolog med Sang og Dands, 1827
Blandede Digtninger 1–2, 1829–30
Magnus Barfods Sønner, historisk Skuespil i tre Acter, 1830
Digtninger (Udg. af C. N. Schwach), 1858 (посмертно)
Литература о Бьеррегоре:
Biografi (med bibliografi) i NFL, bd. 1, 1885
F. Bull: biografi i NBL1, bd. 1, 1923
E. Høigård: Henrik Anker Bjerregaard, 1934
NLH/Bull, 2. utg., bd. 2–3, 1958–59
K. Nygaard: Henrik Anker Bjerregaard. Dikteren og hans tid, 1966
E. Beyer og M. Moi: Norsk litteraturkritikks historie, bd. 1, 1990
C. N. Schwach: Erindringer af mit Liv, Arendal 1992
Это интересно!
В 1927 году по мотивам водевиля «Горная сказка» был снят одноимённый фильм (режиссёр – Лейф Синдинг).
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ) по материалам открытых источников, опубликовано: 26.09.2013
Хенрик Анкер Бьеррегор
|