Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Литература Норвегии/Норвежские авторы/Мориц Кристофер Хансен (Mauritz Christopher Hansen)/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские авторы Статьи о литературеЛитературные события
Норвежская классикаО писателях НорвегииСлово переводчика
Поэзия НорвегииЛитература Норвегии: краткая историяКниги и переводная литература
Норвежские сказкиГамсун-2009 

Мориц Кристофер Хансен (MAURITZ CHRISTOPHER HANSEN)

Мориц Кристофер Хансен (Mauritz Christopher Hansen, 05.07.1794 – 16.03.1842) был одним из тех, кто в первой половине XIX столетия заложил основы норвежской национальной литературы. В отличие от современников Вергеланна, Вельхавена и Бьеррегора, своим основным поприщем он избрал прозу. По сути, Хансен был первым значительным прозаиком в литературе Норвегии. Его основные достижения связывают с жанром новеллы. Современникам он запомнился как выдающийся рассказчик, и спустя десятилетия после его смерти, в 1890-е годы, Камилла Коллетт называла Хансена «нашим крупнейшим новеллистом». Это высказывание особенно примечательно в эпоху, когда норвежская литература достигла всемирного признания, и имена великих прозаиков Бьёрнсона, Хьелланна и Юнаса Ли, казалось бы, затмили достижения предшественников. Но имя Хансена не забылось – хотя, разумеется, оно не столь известно нынешним норвежцам, как имена представителей «великой четвёрки».

Мориц Кристофер Хансен родился 4 июля 1794 года в Модуме, неподалёку от Кристиании. Его отец Карл Хансен был капелланом и спустя год после рождения сына получил должность приходского священника в Порсгрунне, куда и перебрался вместе с семьёй. Порсгрунн в то время был достаточно оживлённым городом, в том числе и в плане культурной жизни; не случайно он выдвигался (наряду с Кристианией и Конгсбергом) на роль университетского города. Именно там Хансен встретил будущего коллегу-литератора Конрада Николая Швака (Conrad Nicolai Schwach, 1793-1860), который стал для него другом на всю жизнь. Благодаря инициативе Шваха в 1815 году был издан сборник «Север» (Nor), в котором и дебютировал Хансен. Однако первые попытки литературного творчества он предпринимал ещё в детские годы – самые первые стихотворения он написал в 9 лет, а спустя два года Хансен писал поэмы и трагедии. В 1806 году семья переехала в Шесму. До того, как будущему писателю исполнилось 15 лет, его учителем был отец. В 1809 году юноша поступил в Кафедральную школу в Кристиании, где ректор отмечал его выдающиеся способности и «не по возрасту хороший вкус». В 1814 году он на отлично сдал экзамен на аттестат зрелости и начал учить языки и эстетику во вновь открывшемся Университете в Кристиании.
Литературным дебютом Хансена в сборнике «Север» стали стихотворения «Соблазнённая Ханна и её малыш» (Den forførte Hanna og hendes Lille) - трагическое, сентиментальное, без каких-либо социальных мотивов – и «Жемчужина» (Perlen), гораздо более интересное в художественном отношении. Большую часть сборника составляла лирика, и здесь Хансен оказался рядом с такими уже известными поэтами, как Клаус Павельс, Юхан Нурдал Брюн и Людер Саген. Следует отметить, что именно лирика доминировала в ту эпоху в зарождающейся норвежской литературе. Вдохновлённые событиями 1814 года, поэты прославляли Норвегию и её вновь обретённую свободу. Поэзия была доминирующей и в последующие десятилетия, когда на арену вышли два выдающихся лирика – Х.А. Вергеланн и Ю.С. Вельхавен. Первый сборник Хансена «Стихотворные произведения» (Digtninger, 1816) был именно поэтическим. Однако далее Хансен избрал для себя иной путь – он решил писать прозу, которая в те времена не была «в моде». Прозаические произведения в духе сентиментализма писали Николай Вергеланн, Симон Олаус Вольф и друг Хансена Хенрик Анкер Бьеррегор. Но это были лишь отдельные попытки, не имевшие большого успеха и впоследствии забытые даже многими историками литературы. 
Жизненные обстоятельства для Хансена складывались непросто. Он так и не сдал государственный экзамен в университете, что сказалось на его положении и зарплате. Материальные проблемы усугубила женитьба на Хельвиг Лескли, которая была на 5 лет старше его. Необходимость обеспечивать семью была острой, и Хансену приходилось, помимо литературной деятельности, заниматься преподаванием, журналистикой и педагогикой. Помимо литературного наследия, он оставил после себя учебники и методические пособия по латыни, французскому и родному норвежскому языку – передовые для своего времени, а также книгу по мировой истории! Любопытно, что в 1839 году он подал заявление на пост профессора философии в Университете Кристиании, но в итоге эта должность досталась его более молодому и удачливому коллеге Ю.С. Вельхавену.

Несмотря на то, что Хансен прожил недолгую жизнь, его творческое наследие довольно объёмно. Перу писателя принадлежат  новеллы, исторические романы, отмеченные влиянием немецких романтиков и Вальтера Скотта, в том числе «Отар из Бретани» (Othar af Bretagne, 1819), считающийся первым норвежским романом вообще. Хансен был одним из самых плодовитых авторов своего времени: за 20 лет он написал около 80 прозаических произведений, объёмом от нескольких до нескольких сотен страниц. В контексте зарождающегося романтизма и интереса к народной культуре важным было то, что Хансен одним из первых обратился к жизни и быту норвежского крестьянина в новелле «Рожок» (Luren, 1819). Это произведение стало поистине хрестоматийным и, несмотря на небольшой объём, считается одним из главных достижений писателя.
В начале новеллы повествователь изъявляет желание вести свой рассказ «именно из Норвегии» (fra det egentlige Norge) и недоумевает: «Почему мы всё-таки должны вечно восхищаться панорамами Швейцарии? Почему никогда не украшаем наших стен родными пейзажами?» Путешественник, прибывший из столицы, оказывается в крестьянской усадьбе. Её обитатели – крестьянин Тур, его жена и дочь обрисованы с симпатией, рассказчику импонирует даже то, что они говорят на диалекте. В то же время описание крестьян и их быта явно идеализировано. Хозяин усадьбы Тур живо интересуется политикой, его настольная книга – королевские саги Снорри Стурлусона, и он полагает, что ведёт свой род от конунга Харальда Прекрасноволосого. Обликом он напоминает рассказчику древние изображения норвежских королей. В его доме «опрятная простота» соединяется с благополучием (Velstand). Крестьяне добры и гостеприимны, стараются не докучать уставшему гостю навязчивой болтовнёй.  Конфликт между дочерью Рагнхильд, полюбившей работника Гутторма,  и её отцом благодаря вмешательству героя-рассказчика благополучно завершается: Тур признаёт их ребёнка, ибо он так же принадлежит к числу потомков королевского рода, как и сам Тур. Новелла завершается весёлой свадьбой, и повествователь заканчивает рассказ словами: “Господь благослови этих добрых людей!”
В «Рожке» проявляются многие тенденции, характерные для норвежской литературы 40-50х гг.: повышенное внимание к крестьянину, являющемуся наследником великой культуры эпохи викингов, идеализация крестьянского быта. Важно и то, что герой, по социальному положению принадлежащий к высшим слоям общества, выступает своего рода наставником крестьян и в какой-то степени их благодетелем. Здесь поставлена проблема народного образования, одна из важнейших для норвежского общества в первой половине столетия. Без образования и духовного развития крестьянин вряд ли почувствует себя носителем высокой культуры.
Хансен изображает своих героев в духе романтизма, при этом его образы не отмечены ярким индивидуализмом либо психологической глубиной. Скорее, они выведены как представители своего класса или сословия и точки зрения современной литературы могут показаться шаблонными. Но в задачи автора не входило детальное раскрытие индивидуальных характеристик: для Хансена-романтика и зачинателя литературной традиции было важно показать человека в связи с его средой либо в «экзистенциальной» ситуации выбора. При этом произведения Хансена – не только яркие «документы эпохи», иллюстрирующие жизнь норвежского общества первой половины 19 столетия, но и увлекательные по сюжету произведения, свидетельствующие о богатой творческой фантазии и даре рассказчика.
Интересно, что Хансена также называют первооткрывателем детективного жанра, и не только в Норвегии. Роман «Убийство инженера Рольфсена» (Mordet paa Maskinbygger Rolfsen, 1839) был написан раньше, чем «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По, и впервые опубликован в 1840 году. Это произведение отвечает всем основным параметрам детективного романа – преступление в процессе его раскрытия, множество подозреваемых, увлекательный сюжет.
Помимо художественных произведений, Хансен является автором ряда научных работ, в частности, "Исследования грамматики родного языка" (Forsøg til en Grammatik i Modersmaalet, 1822), а также многих педагогических трудов.

Избранная библиография:

Digtninger, 1816
Othar af Bretagne, et Riddereventyr, 1819
Hovedvandsægget, 1820
Palmyra, 1820
De to Søstre, 1822
Keadan eller Klosterruinen, 1825
Norsk Idyllekrands, 1831 (først i Den norske Huusven 1827)
Jutulskoppen. En norsk Kriminal-Fortælling, 1836
Samlede Noveller, København 1837
Halvhundrede Fabler med Billeder for Børn, 1838
Mordet på Maskinbygger Roolfsen, 1840 (ny utg. 1978)
Noveller og Fortællinger, 8 bd., 1855–58

(c) А.А. Сельницин (БНИЦ)



Важно знать о Норвегии Мориц Кристофер Хансен (Mauritz Christopher Hansen)


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Мориц Кристофер Хансен (MAURITZ CHRISTOPHER HANSEN) Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru