Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Статьи/"Моисей" против "Блюхера"/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории Норвегии Статьи
Эпоха викинговВеликие путешественникиИстория Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны 

"Моисей" против "Блюхера"

Немецкий боевой корабль был потоплен… немецкими же орудиями
В феврале–марте 1940 года согласно плану операции «Везерюбунг» – захвата Норвегии – штабисты кригсмарине спешно составляли и уточняли силы вторжения. В списки кораблей оперативной морской группы «Осло» был включен и новейший тяжелый крейсер «Блюхер».

Немцы рассчитывали, что легко овладеют страной с немногочисленным населением и небольшой армией (шесть дивизий). Однако серьезной силой в отпоре германской группе вторжения, продвигавшейся по фиорду к норвежской столице, неожиданно оказалась артиллерийская батарея в крепости Оскарборг на острове Кахольм, построенной еще в XIX веке. Ее гарнизоном командовал полковник Биргер Эриксен, чьи портреты сегодня украшают стены расположенного в Оскарборге военно-исторического музея. Мы стали его первыми посетителями из России.

В маленькой Норвегии дорожат своей богатой историей и бережно сохраняют все, что с ней связано. Поэтому подполковник с почти немецкой фамилией Шульс был очень доволен, получив назначение в Оскарборг – служба здесь считается престижной. Хотя она, конечно, носит не столько традиционный гарнизонный, а больше представительский характер.

Поразительное совпадение: в крепости, преграждавшей путь немцам, стояли немецкие же орудия образца 1891 года калибром 280 мм, изготовленные на заводах Круппа в Эссене. В 1894 году норвежцы закупили их в Германии и установили в Оскарборге. Две гаубицы, рассказывает подполковник Шульс, в силу их солидного калибра и веса получили собственные имена, причем библейские: «Моисей» и «Арон». Орудия сохранились до Второй мировой войны, оставаясь самыми крупными артсистемами в стране. И когда в апреле 1940 года отряд немецких кораблей во главе с «Блюхером» пытался прорваться к Осло, гаубицы обрушили всю свою мощь на соотечественников их создателей – моряков и солдат сухопутных войск, находившихся на борту крейсера «Блюхер».

ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ТЯЖЕЛОГО КРЕЙСЕРА

6 июля 1935 года на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге был заложен тяжелый крейсер новой серии «Адмирал Хиппер», а через месяц фирма «Дойче Веерке» начала постройку аналогичного корабля – «Блюхер». В апреле следующего года на верфи Круппа «Германия» состоялась закладка крейсера «Принц Ойген», названного так в честь известного австрийского полководца Евгения Савойского. Второй крейсер серии – «Блюхер» – формально вступил в строй 20 сентября 1939 года. Формально, потому что к тому времени он еще не стал боевой единицей: устранение всякого рода недочетов и недоделок продолжались еще полтора месяца. Суровая зима 1939–1940 годов осложнила и без того непростые для этого времени года условия навигации на Балтике. Что уж говорить об испытаниях всех систем тяжелого крейсера! Он так и не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра; не проводилось также никаких учений по ликвидации возможных последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть.

Однако острая нужда в кораблях для операции «Везерюбунг», к которой привлекался практически весь немецкий флот, заставила главный морской штаб (ОКМ) включить «Блюхер» в список участников вторжения в Норвегию. Крейсер принял на борт штаб морского командующего группой для захвата Осло контр-адмирала Оскара Кюмметца и более 800 армейских солдат и офицеров. Из них 600 были из состава 163-й пехотной дивизии (командир генерал-майор Энгельбрехт), а остальные – люди из штаба группы для захвата Южной Норвегии (командир генерал-майор Штуссман). На борту также находись персонал будущей радиостанции в Осло и подразделения обслуживания.
На корабль под завязку загрузили боеприпасы – в дополнение к тем, которые уже находились в артиллерийских погребах. Боеприпасы разместили даже в торпедной мастерской и просто позади переднего торпедного аппарата правого борта. Часть опасных грузов оказалась на верхней палубе, рядом с одним из торпедных аппаратов, а также в ангаре, где хранились резервный бортовой самолет «Арадо» и запас бомб к нему. В результате и без того не полностью боеспособный «Блюхер» оказался загроможденным опасными грузами. Ящики со снарядами и патронами, которые при посадке десанта спешно затолкали куда попало, позднее сослужили кораблю недобрую службу.

Вечером 8 апреля 1940 года оперативная группа кригсмарине вошла в Осло-фиорд, где горели все навигационные огни. За «Блюхером» следовали «Лютцов», «Эмден» и три миноносца. Эти корабли составляли ядро группы, в которую также входили восемь тральщиков и два китобойных судна. Они должны были доставить около 2000 человек десанта первой волны.

«Блюхеру» и другим кораблям предстояло пройти по фиорду до столицы около 100 километров. Но легко сказать – пройти. Для этого предстояло преодолеть два укрепленных района. В состав каждого из них входили по батарее тяжелой артиллерии (280–305-мм) и по нескольку береговых батарей меньшего калибра. Как только тяжелый крейсер вышел на траверз островов, с обоих сторон его осветили прожекторы; раздался предупредительный выстрел. На большой для узкого фарватера скорости – около 15 узлов – боевая группа немецких кораблей во главе с «Блюхером» миновала узкие секторы обстрела.

Впереди немцев ждал второй укрепленный район – в узости Дробак. В этом месте Осло-фиорд сужается примерно до 500 метров, простираясь между двумя островами Кахольм (северным и южным) и скалистым правым берегом. На этих островах находилось шесть артиллерийских батарей 57-мм и 280-мм орудий, в Дробаке три батареи – калибра 150, 257 и 240-мм.

…«Аарон» и «Мозес» успели сделать свои выстрелы прямой наводкой. На короткой дистанции – от 500 до 1500 метров – промахнуться было сложно. В 05.00 первый снаряд попал в надстройку – в пост управления огнем зенитной артиллерии. Осколки буквально покосили офицеров и матросов. Второй 280-мм снаряд попал в ангар левого борта. Взрывом были уничтожены оба самолета. Вспыхнул пожар.

Тут в дело вступила 150-мм батарея в Дробаке. За какие-то 5–7 минут норвежцам удалось выпустить с дистанции около полукилометра 25 снарядов, из которых около двух десятков попало в цель. Рулевое управление заклинило, крейсер развернулся носом к берегу.

Внезапно корпус корабля содрогнулся от двух мощных подводных взрывов. Это взорвались две торпеды, пущенные береговой торпедной батареей на острове Северный Кахольм. Батарея находилась в скальном укрытии, и немцы ее не заметили. Были ли эти торпеды, как и береговые орудия, немецкого производства – история умалчивает…

Крейсер был охвачен огнем, на нем непрерывно рвались боеприпасы. Осколки перебили почти все пожарные рукава и постоянно угрожали команде. Часть боезапаса удалось выбросить за борт или перенести в нижние помещения, но взрывы раскаленных пожаром ручных гранат то и дело заставляли аварийные команды прекращать работу. Однако наибольшей угрозой являлись все-таки подводные пробоины. Обе торпеды попали в центральную часть корабля. Капитан-цур-зее Фольдаг все же надеялся спасти свой корабль, стоявший теперь на якоре кормой к берегу на расстоянии 300 метров от крошечного островка Аскхольм – в двух милях к северу от норвежских батарей. Однако около 06.00 произошел сильный взрыв в погребе с боеприпасами между котельными отделениями...

Около 07.30 «Блюхер» перевернулся и стал медленно уходить под воду. Он затонул на 70-метровой глубине, и в ледяной воде погибли около 1000 моряков и десантников. Правда, до берега добрались оба генерал-майора и почти все офицеры корабля, включая его командира.

Крепко досталось и следовавшему за злополучным «Блюхером» его морскому собрату «Лютцову». В результате трех прямых попаданий крупнокалиберных снарядов норвежских орудий он получил серьезные повреждения и загорелся. Команда едва справилась с пожаром, и «Лютцов» не солоно хлебавши был вынужден повернуть на юг, чтобы убраться восвояси в фатерланд. Но и тут ему не повезло: по пути корабль получил торпеду в борт от английской субмарины «Спирфиш»…

ЗЛОЙ РОК?

Спустя полтора года состоялось расследование обстоятельств гибели «Блюхера», на котором настояли представители сухопутного командования. Они возложили вину на моряков за большие потери среди личного состава армейских подразделений. Капитан-цур-зее Фольдаг намеревался застрелиться, но его удержал командир 163-й дивизии генерал-майор Эрвин Энгельбрехт. Однако злой рок все равно настиг Фольдага: самолет, на котором он летел, рухнул в воды Осло-фиорда, и капитан-цур-зее завершил свой жизненный путь там же, где его крейсер.

…Продвижение к норвежской столице по фиорду возобновилось лишь после мощных авиационных ударов по крепости. (Этот эпизод отражен на красочной картине, которую нам показал подполковник Шульс в одном из залов крепостного музея.) Но лавры захвата норвежской столицы достались парашютно-десантным подразделениям. Они высадились в аэропорту Форнебю (ныне он находится в черте города). Реквизировав у местных жителей автомашины, в полдень 9 апреля 1940 года парашютисты вошли в город, пройдя по центру почти парадным маршем.

Немцы намеревались захватить или уничтожить короля Хокона VII. Однако задержка, вызванная неожиданным для агрессора отпором батареи с Оскарборга и гибелью «Блюхера», позволила королю и парламенту эвакуироваться из столицы и добраться до Англии. В Лондоне Хокон создал правительство в изгнании и перевел большую часть многочисленного торгового флота Норвегии под командование союзников.
Все это означало, что официально страна оккупантам не покорилась. Тем более что в самой Норвегии развернулось движение Сопротивление против немецких оккупантов, продолжавшееся все долгих пять лет войны…


Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.  Источник: Независимая газета Автор:  Владимир Тимофеевич Рощупкин - кандидат политических наук, профессор Академии военных наук.



Важно знать о Норвегии "Моисей" против "Блюхера" - Немецкий боевой корабль был потоплен… немецкими же орудиями


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:
здесь недорогая квартира купить.
Папе

SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

"Моисей" против "Блюхера" Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru