Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Норвежский бизнес/Винная монополия/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум



на правах рекламы:




рекомендуем посетить:


Винная монополия

История монополии «Vinmonopolet» интересная и захватывающая. Ее создание было практически возложено Францией на норвежское правительство, чтобы обеспечить равномерную продажу вина во все уголки страны.

Основные проблемы

В 19 веке Норвегия столкнулась с серьезными проблемами, связанными с потреблением алкоголя. Либеральное законодательство, а также достижения в области технологии производства способствовали росту употребления спиртных напитков. Пик пришелся на 30-40 годы 19 века, когда потребление алкоголя составляло 80-90 процентов. Согласно статистике взрослый норвежец выпивал около 13 литров чистого спирта в виде крепких алкогольных напитков. С тех пор эти показатели в Норвегии никогда не превышались.
Растущее злоупотребление алкоголем вылилось в антиалкогольную кампанию. Часть стратегии, принятой движением трезвенников, заключалось в создании «локальных объектов, имеющих лицензию» – т.е. контролируемых муниципалитетом магазинов по продаже вина и крепких спиртных напитков. Их цель - ликвидировать получение прибыли частными лицами. Однако прибыль магазинов, находящихся в частной собственности, переходила в «общественное благо». Первый из таких магазинов был открыт в 1871 году в южном порту Кристиансанда.

Запрет на продажу

Общенациональный референдум, посвященный запрету на продажу спиртных напитков и крепленого вина, был проведен в Норвегии в 1919 году. 61,6 процента голосов было получено в поддержку запрета, но из экономических соображений он вступил в силу не раньше 1921 года.
Винодельческие страны были недовольны запретом, и их возражения приходилось учитывать, потому что Норвегия экспортировала большие объемы вяленой рыбы и других товаров в эти страны. Заключение выгодных торговых соглашений осложнил экономический кризис, начавшийся в 1920 году. Франция была готова заключать лишь сделки, которые позволяла норвежцам покупать столовое вино любого сорта в объемах, выгодных Франции.
Существовало мнение, что централизованная монополия не допустит произвольных локальных продаж, которые преобладали в Норвегии. Этот аргумент сыграл большую роль, и 30 ноября 1922 года была создана монополия «Vinmonopolet» - общество с ограниченной ответственностью под государственным контролем.
Монополия, контролирующая как импорт, так и торговлю, должна была сделать вино доступным по всей стране, но с учетом социальных проблем, связанных с употреблением алкоголя. Когда запрет на крепленые вина и крепкие спиртные напитки был отменен в 1923 году, обязательства по их продаже в 1926 году взяла на себя «Vinmonopolet».

В государственной собственности

Смешение частной прибыли и монополии в торговле имело ряд недостатков. В 1930 году состоялось судебное разбирательство, которое выявило серьезные нарушения в процедуре закупок «Vinmonopolet», и их порядок был рассмотрен заново. Были проведены инспекции, в результате которых было принято уменьшить влияние физических лиц. Хотя «Vinmonopolet» была тесно связана с государством, она оставалась обществом с ограниченной ответственностью.
19 июня 1931 года был издан специальный закон «О монополии на алкоголь», который выходил за рамки действующего закона «Об акционерных обществах». Согласно закону директора и президент «Vinmonopolet» назначаются правительством. Совет директоров обязан соблюдать директивы, изданные Министерством здравоохранения и социальных дел. После того, как акции постепенно были выкуплены у частных лиц, «Vinmonopolet» перешла в государственную собственность в 1939 году.

Раскол монополии «Vinmonopolet»

Соглашение о создании Европейской экономической зоны (ЕЭЗ, European Economic Area, EEA), вступившее в силу 1 января 1994 года, оказало новое давление на монополию. Исключительными правами «Vinmonopolet» на импорт и оптовую торговлю обладала Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, European Free Trade Association, EFTA), что противоречило соглашению.
В результате эти части монополии были упразднены 1 января 1996 года. В то же время с «Vinmonopolet» произошли изменения. Новая государственная компания «Arcus» взяла на себя обязанности по импорту и оптовым операциям, а также получила монополию на производство и розлив алкогольной продукции. «Vinmonopolet» получила монополию только на розничную торговлю.
В 1997 году было определено, что монополия на вино и спиртные напитки, как это организовано в настоящее время, не противоречит соглашению о ЕЭЗ. Суд ЕАСТ впервые признал в «деле Вилхелмсена», что «Vinmonopolet» может иметь исключительное право на продажу крепкого пива. Важное решение было принято Судом ЕАСТ в отношении шведской «Systembolaget», являющейся эквивалентом норвежской «Vinmonopolet». Суд подтвердил, что шведская система не нарушает правил Европейского Союза о торговых монополиях. В конце года было рассмотрено норвежское «дело Гундерсена», и суд ЕАСТ постановил, что монополия «Vinmonopolet» на продажу столового вина не противоречит соглашению ЕАСТ.

Сегодня «Vinmonopolet» - это современная сеть, несущая социальную ответственность

Ключевым моментом норвежской политики в отношении алкоголя является устранение частных интересов от продажи вина, спиртных напитков и крепкого пива. Сегодня «Vinmonopolet» полностью принадлежит государству.

Хотя политика в отношении алкоголя включает комплекс возможностей и дилемм, страны с более либеральной системой, чем у Норвегии, имеют более высокие показатели потребления алкоголя на душу населения, а иногда и в два раза выше. Более высокое потребление алкоголя несет более высокие затраты на решение медицинских и социальных проблем. «Vinmonopolet» является важным инструментом распространения вина, спиртных напитков и крепкого пива в форме, приемлемой для общества и здоровья населения.
Отсутствие частного интереса дает «Vinmonopolet» возможность решать ключевые социальные задачи, как например, ответственный социальный контроль продаж. В сети розничных продаж компания делает акцент на ответственность, обслуживание и экономическую эффективность.

Социальная ответственность «Vinmonopolet»

«Vinmonopolet» действует в рамках, предусмотренных законом «О монополии на алкоголь» и законом «О продаже алкогольных напитков» от 1989 г. Цель последнего – снизить социальный и личностный вред, причиняемый алкоголем, ограничив его потребление.
Компания является второй по уплате налогов. Высокие налоговые ставки являются государственным механизмом противодействия социальному вреду, наносимому алкоголем. Налогообложение алкоголя в Норвегии не раз подвергалось сильной критике, не в последнюю очередь из-за того, что Швеция сократила свои обязанности. С точки зрения социальной политики, снижение налоговых ставок обязывает сохранить существующую систему контроля розничной продажи вина, спиртных напитков и крепкого пива.
Как большинство других стран, Норвегия установила жесткие возрастные ограничения на продажу алкоголя. Риск алкогольной зависимости увеличивается в зависимости от того, насколько рано начинается употребление алкоголя. Молодой организм получает больше вреда, чем взрослый, а неопытность и желание бросить вызов под влиянием алкоголя становятся причинами серьезных травм и несчастных случаев.
Сотрудники «Vinmonopolet» находятся в прямом контакте со своими клиентами, создавая оптимальные условия для осуществления общественного контроля. Компания постоянно проводит мероприятия по выявлению возраста покупателей. Ежегодно большому количеству молодых людей отказывают в обслуживании, потому что они не могут предъявить документ, удостоверяющий их возраст. То же самое касается людей, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения.
Довольно трудно доказать эффективность информационных кампаний и брошюр о вреде алкоголя, но широкое использование этих методов все же влияет на отношение к алкоголю. Это, в свою очередь, является превентивной мерой для решения проблем, связанных с употреблением алкоголя. Таким образом, «Vinmonopolet» играет ключевую роль в формировании отношения к алкоголю через многочисленные попытки информировать о его вреде. Эта информация о продукте является важной и естественной.
Система функционирования «Vinmonopolet» абсолютна понятна. С ее помощью легко исполнять закон, контролировать продажи и вносить необходимые изменения в алкогольную политику. Основные принципы деятельности компании определяются целями общества в отношении алкоголя. Количество точек продаж определяется Министерством здравоохранения и социальных дел в рамках национального плана, который также определяет их нахождение в 19 губерниях страны. Окончательное решение об их нахождении остается за советом директоров «Vinmonopolet».

Открытие новых магазинов обеспечит лучшее обслуживание и сократит незаконное потребление алкоголя

Цель розничной сети «Vinmonopolet» - создание сети торговых точек во всех уголках страны.
К концу 2012 года количество магазинов будет увеличено до 283. Большое количество магазинов обеспечит равномерный доступ к продукции «Vinmonopolet» по всей стране, а также улучшит обслуживание и избавит от очередей.
Большее количество магазинов необходимо для противодействия незаконной продаже алкоголя. Открытие дополнительных магазинов «Vinmonopolet» не обязательно означает значительный рост общего потребления алкоголя. Исследования, проведенные Национальным институтом по изучению алкоголизма и наркомании (Сифа) при открытии трех магазинов в западной губернии Согн-ог-Фьюране в 1991 году показали, что общее потребление алкоголя осталось неизменным. Но изменилось отношение – от покупки незаконного алкоголя к легальной покупке вина.
С другой стороны, приватизация рынка вина и спиртных напитков позволит продавать их в 4-5000 магазинов по всей Норвегии. Однако опыт Финляндии и Швеции показал, что повышение доступности будет иметь серьезные негативные последствия.

Уникальный ассортимент продукции

«Vinmonopolet» предлагает уникальный ассортимент продукции, состоящий из 12000 наименований. Самые популярные из них можно купить во всех магазинах, а то, чего нет - заказать без дополнительной платы. Такая система позволяет компании обслуживать большинство своих клиентов и знатоков вина.
«Vinmonopolet» не отдает предпочтение каким-либо определенным брендам, производителям, странам или поставщикам. Закупка определяется исключительно ценой, качеством и потребительским спросом.
Современная система классификации продукции на основную, тестовую, дополнительную, под заказ и единый лот, была принята после того, как Норвегия присоединилась к ЕЭП. Ее цель сделать так, чтобы ни один участник не пострадал от дискриминации в любой форме. Различные списки продукции дополняют друг друга, предоставляя клиентам «Vinmonopolet» свободу выбора.
Вся предлагаемая продукция, входящая в основную линейку, подвергается контролю качества посредством дегустации «вслепую». Дегустация выполняется высококвалифицированными специалистами, обладающими теоретическими знаниями и большим опытом дегустации вина, спиртных напитков и крепкого пива. Решающим фактором при выборе продукта являются качество, возможность доставки и цена. Появление новых наименований в ассортименте определяется лучшим качеством в их ценовой категории. Таки образом, современная монопольная система является гарантом качества.
Оптовым продавцам предлагаются результаты дегустаций с очками, проставленными дегустаторами «Vinmonopolet». Если они не согласны с результатами, то могут обратиться в специальный совет, назначенный Министерством здравоохранения и социальных дел.

Рациональное обслуживание независимо от размера магазина

Все магазины «Vinmonopolet» предлагают широкий выбор качественной продукции. Размер магазина зависит от количества покупателей, что позволяет обслуживать их рационально и экономически эффективно. Годовой объем продаж составляет приблизительно миллион литров для крупных магазинов и менее 50000 литров для небольших.
Небольшие магазины «Vinmonopolet», называемые филиалы, имеют уменьшенный ассортимент, который зависит от покупательского спроса.
Различия в обороте также подразумевают различия в запасе. В то время как крупные магазины предлагают не менее 1800 различных наименований, небольшие в первую очередь предлагают наиболее популярные бренды, которых около 300.
С июня 2002 года у «Vinmonopolet» появились сетевые магазины. Клиенты через систему обслуживания могут заказать продукцию по телефону, факсу, электронной.почте или непосредственно через Интернет. Цель – повысить доступность продукции, особенно в тех районах, где магазинов мало, но с учетом потребительского спроса.
Средний магазин предлагает около 900 различных наименований. Это означает, что более 95 процентов покупателей могут приобрести желаемую продукцию в любое время. «Vinmonopolet» также старается удовлетворить потребности тех, кто ищет что-то особенное. Продукцию не представленных брендов можно заказать без дополнительной платы и получить в течение двух-семи дней. Поставки в районы, где нет магазинов «Vinmonopolet» осуществляются через местное почтовое отделение без дополнительных затрат для клиента, устраняя недостаток больших расстояний.
Ни одна другая розничная сеть не может предложить такое покрытие и качество продукции в пределах всей страны. Супермаркеты, например, могут обеспечить только полками и местом на складе. В долгосрочной перспективе остаются только наиболее продаваемые бренды. Возможно открытие специализированных магазинов, которые будут поставлять «Бордо», но их цены, скорее всего, будет выше, чем у «Vinmonopolet».

Специализированные магазины

«Vinmonopolet» имеет два специализированных магазина, один находится в районе Вика в Осло, а другой на улице Валкендорфсгатен в Бергене.
Кроме обычного ассортимента эти магазины предлагают уникальный ассортимент, состоящий из 750 наименований, которые являются либо инновационными, либо ограниченно представленными или исключительно высокого качества. Специализированные магазины в основном рассчитаны на клиентов, предъявляющих особый интерес к вину, членов винных клубов и тех, кто имеет или планирует иметь свой собственный винный погреб. Сотрудники магазинов обладают особыми знаниями и могут помочь клиентам с экспертными оценками.
Каждый четверг раз в два месяца магазины проводят акции по запуску новых продуктов. К сожалению, магазины не могут резервировать или принимать предварительные заказы на эти продукты. Списки новых продуктов публикуются на сайте www.vinmonopolet.no за несколько дней до акции.

Предоставление нейтральной и объективной информации

Главная задача – обеспечить клиентов необходимой информацией о сотнях новых брендов, появляющихся ежегодно. «Vinmonopolet» серьезно относится к обучению персонала, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма. Около 1800 продавцов могут удовлетворить основные потребности клиентов при выборе продукции и обеспечить их необходимой информацией. Специалисты главного офиса могут оказывать помощь как клиентам, так и магазинам.
В прейскуранте продукция описывается кратко и объективно. «Vinmonopolet» делает акцент на актуальную и фактическую информацию, которая постоянно дополняется. Условные обозначения указывают область применения бренда и его характеристики.

Немного статистики

Всего в Норвегии 267 магазинов реализующих спиртные напитки. Так, в Осло 27 магазинов – это на город с населением чуть более 613 000 человек.
В Финнмарке - 9 магазинов «Vinmonopolet», в Тромс фюльке - 11 .  Не трудно подсчитать:  на две области с населением 142 000 человек и площадью 51 095 кв.км. приходится двадцать магазинов.

опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: http://www.norginfo.com / http://www.vinmonopolet.no 25-09-2012



Важно знать о Норвегии Винная монополия в Норвегии. История и опыт.


Новости из Норвегии
  • 30 июня в истории Норвегии
  • 29 июня в истории Норвегии
  • 28 июня в истории Норвегии
  • 27 июня в истории Норвегии
  • 26 июня в истории Норвегии
  • 25 июня в истории Норвегии
  • 24 июня в истории Норвегии
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига

    реклама на сайте:


    Рекомендуем посетить:


    SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics

    Винная монополия Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru