Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/Вторая мировая: Апрель 40-го/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викинговВеликие путешественникиИстория Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны  

Вторая мировая: Апрель 40-го

Операция WeserübungАпрель 1940 года – восьмой месяц Второй мировой войны, когда ее доселе почти спокойное течение резко изменилось.

Завершая подготовку к французской кампании, Германия начала первую стратегическую наступательную операцию против западных союзников, имея целью захват Дании и Норвегии. Операция получила название Weserübung («Учения на Везере»).

Для немцев Скандинавия имела весьма большое значение. Во-первых, ее захват гарантировал Германию от внезапной фланговой операции союзников, которые сами могли высадиться в Дании, и угрожать Германии с севера. Во-вторых, вдоль побережья Норвегии шел транзит железной руды, добывавшейся на рудниках северной Швеции. Эти запасы руды были жизненно важны для Рейха. Помимо прочего, на захвате Норвегии особенно настаивал главнокомандующий Кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер. Его подлодкам и надводным рейдерам захват Норвегии гарантировал свободный выход в океан, тогда как возможный захват ее западными союзниками, напротив, обеспечивал почти полную блокаду Германии с моря.

Задание о разработке операции было получено OKW (Главное командование Вермахта) 14 декабря 1939 года. 27 января был создан отдельный штаб, которому предстояло уже разработать детальный план. Разработка была ускорена после того как 16 февраля 1940 года британским эсминцем Cossak был взят на абордаж германский военный танкер Altmark, укрывавшийся от преследования в нейтральных водах Норвегии. На борту танкера находились британские пленные, ранее захваченные «карманным линкором» Admiral Graf Spee (см. декабрь 1939) Танкер в ходе захвата выбросился на камни. Британцы освободили своих пленных, оставив танкер на камнях.

Этот инцидент продемонстрировал, что западные союзники не намерены оставлять немцев в покое в нейтральных водах, и в сочетании со сведениями о подготовке высадки англичан и французов в Норвегии, усилил позиции сторонников операции.

24 февраля штаб 21-го корпуса под руководством генерала Николауса фон Фалькенхорста начал детальную разработку операции, а через 5 дней уже представил Гитлеру готовый проект.

План предусматривал молниеносные одновременные десанты в ключевых городах, по возможности без применения оружия, захват аэродромов и портов с последующей высадкой главных сил.

Редер предлагал осуществить десант до 7 апреля, то есть до окончания полярной ночи – это должно было помочь немцам избежать боя с британским флотом. Однако завершить подготовку до 7-го числа не удалось. На совещании 2 апреля Гитлер назначил высадку на 9-е апреля. Были установлены контакты с лидером малопопулярной норвежской партии Nasjonal Samling Видкуном Квислингом, впоследствии ставшим главой норвежского коллаборационистского режима.

Для операции выделялось минимальное количество сухопутных войск – их силы требовались для надвигающегося наступления против Франции и Бельгии. Напротив, к обеспечению высадки привлекались почти все корабли ВМС и торгового флота Германии, а также значительные силы Люфтваффе. В общей сложности Вермахт выделил девять дивизий, одну мотопехотную бригаду и один отдельный артиллерийский дивизион. Общая численность сил вторжения составляла 120 тысяч человек. Непосредственную поддержку с моря оказывал один «карманный линкор», два тяжелых, четыре легких крейсера, четырнадцать эсминцев и семь торпедных катеров Кригсмарине. В общем обеспечении задействовались и другие силы, включая оба наличных корабля линейного класса – Scharnhorst и Gneusenau, а так же шесть подводных лодок. С воздуха поддерживать операцию должен был 10-й воздушный флот, насчитывавший без малого 500 боевых и транспортных самолетов.

Силы союзников в Норвегии насчитывали 95 тысяч человек – примерно 60 тысяч собственно норвежской армии, неплохо обученной и подготовленной, но испытывавшей острый дефицит тяжелого вооружения, и около 35 тысяч солдат и офицеров сил союзников.

На море союзники обладали подавляющим превосходством над Германией – флот Метрополии располагал тремя авианосцами, четырьмя линейными кораблями, двадцать одним крейсером, таким же числом эсминцев и восемнадцатью подлодками. Французский флот имел на ТВД два крейсера, одиннадцать эсминцев и одну подводную лодку. Кроме того, в операции участвовали три эсминца и одна подлодка ВМС Польши, действовавшие в составе британского флота.

Эти силы, однако, союзников не спасли. 9 апреля началась высадка немцев в Нарвике, Тронхейме, Бергене, Ставангере, Осло и других стратегических точках. Параллельно разворачивалась операция по захвату Дании с суши, которая не продлилась и суток. Уже с обеда 9 апреля немцы начали использование датских портов и аэродромов в своих целях.

На море союзники добились некоторых успехов – 8 апреля британский линейный крейсер Renown обратил в бегство Scharnhorst и Gneusenau, нанеся им повреждения, а 10 апреля возле Нарвика линкор Warspite уничтожил десять эсминцев Кригсмарине. Норвежская береговая торпедная батарея, прикрывающая Осло, уничтожила германский тяжелый крейсер Blucher, а британские палубные бомбардировщики Sea Squa потопили легкий крейсер Koenigsberg. Но перехватить транспорты с войсками англичане не успели, а разворачивать блокаду Норвегии и цепляться за нее зубами не стали.

На земле союзники не сумели сбросить немецкие десанты в море, и были вынуждены в короткое время оставить южную и западную Норвегию, отступив к северу. Уже во второй половине апреля встал вопрос об эвакуации сил союзников, однако борьба тем временем продолжалась.

Разницу в моральном состоянии немцев и союзников в этот период демонстрирует эпизод с захватом аэродрома Ставангер-Сола. Этот аэродром должен был быть захвачен парашютистами, однако десантные самолеты не прибыли к месту назначения: попав в зону плохой погоды они повернули обратно Тем временем над аэродромом появилась эскадрилья немецких двухмоторных истребителей Bf-110, которые должны были поддержать десантников и сесть на захваченный ими аэродром – на возвращение не хватало топлива. Не обнаружив десантников, истребители покружились над летным полем, после чего «пошли на штурм» своими силами: подавив ПВО ударом с воздуха, они совершили посадку, после чего экипажи самолетов (максимум 25 человек в общей сложности) с пистолетами и снятыми с самолетов пулеметами захватили аэродром, взяв его защитников в плен. Появившимся вскоре самолетам с немецкой пехотой, которая должна была десантироваться уже посадочным способом, осталось совершить посадку на захваченное летное поле.

Вокруг Норвегии произойдет еще немало событий, в том числе и в кампании 1940 года, но «Учения на Везере» уже принесли Германии плоды. Немцам удалось, не затратив много времени, и относительно скромными силами, добиться главной цели.  Занятие союзниками скандинавских стран и наступление во фланг Германии в разгар французской кампании были исключены.

 

Автор: Илья Крамник, военный обозреватель

 

 

 

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник:   РИА Новости

 



Важно знать о Норвегии Операция Weserübung («Учения на Везере»).


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:

Заказать изготовление металлоконструкции в Санкт-Петербурге и пригороде. Металлоконструкции на заказ. | Заказать устрановка конструкции из металла Новосибирск и пригороде. Металлоконструкции на заказ.

SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

Вторая мировая: Апрель 40-го Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru