Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/Норвежская операция/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викинговВеликие путешественникиИстория Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны  

Норвежская операция

Захват Дании и Норвегии (операция "Везерюбунг") являлся первым этапом стратегического наступления вермахта на Западе. Замыслом операции предусматривалось внезапное вторжение с моря и воздуха на широком фронте и овладение важнейшими норвежскими и датскими центрами с их портами и аэродромами. В задачу флота входила переброска и высадка десантов с последующим быстрым отходом в базы. Для этого было создано одиннадцать корабельных групп, каждой из которых предстояло обеспечить захват определенного порта.

В состав первой группы вошли 10 эсминцев под командова­нием коммодора Фридриха Бонте. Этот отряд вышел из Везермюнде вечером 6 апреля совместно с линкорами "Гнейзенау" (флаг вице-адмирала Лютьенса) и "Шарнхорст". Рано утром следующего дня они встретились в Гельголандской бухте с пятью кораблями второй группы, выдвигавшейся из Куксхафена.

Эскадренные миноносцы, принявшие участие во вторжении в Норвегию, апрель 1940 г.

 

Группа I (Нарвик)

"Wilhelm Heidkamp" - флагманский корабль коммодора Бонте; 1-я фл. ЭМ "Georg Thiele" (кап. 2 ранга Бергер); 3-я фл. ЭМ "Hans Ludemann" (кал. 2 ранга Гадов), "Diether von Roe­der", "Hermann Kunne", "Anton Schmitt"; 4-я фл. ЭМ "Wolfgang Zenker" (кап. 1 ранга Бей), "Erich Giese", '"Erich Koellner", "Bernd von Arnim".

Резервный корабль (остался в Везермюнде) - "Richard Beitzen".

Десант: штаб 3-й горной дивизии (генерал-майор Дитль), усилен­ный 139-й горный полк, подразделение морской артиллерии; всего свыше 2000 человек.

 

Группа II (Тронхейм)

Тяжелый крейсер "Admiral Hipper" (кап. I ранга Хейе); 2-я фл. ЭМ "Paul Jacobi" (кап. 2 ранга фон Пуфендорф), "Teodor Rie­del", "Bruno Heinemann", "Friedrich Eckoldt".

Входивший в состав группы эсминец "Hermann Schoemann" остался в Куксхафене из-за дефектов в турбинах. Вместо него задействован резервный корабль группы "Eckoldt".

Десант: 138-й горный полк (полковник Вайс), рота 183-го отд. са­перного батальона, морская группа кап. 3 ранга Хорнека, подраз­деление морской артиллерии, персонал аэродромного обслужи­вания; всего около 1700 человек.

 

Потопление эсминца “Глоууорм”

 

Первое, если не считать налета 12 "Бленхеймов" днем 7 ап­реля, боевое столкновение произошло утром 8-го числа на под­ходах к Тронхеймс-фьорду. В условиях плохой видимости и бурной погоды дозорный германский эсминец "Ганс Людеман", а затем и "Бернд фон Арним" встретились с британским эскадренным мино­носцем "Глоууорм", входившим в состав охранения линейного крейсера "Ринаун", но отделившегося для поиска смытого за борт матроса.

"Глоууорм" вынырнул из снежной мглы в 08:15. На его запрос "Людеман", шедший под брейд-вымпелом командира 3-й флотилии капитана 2 ранга Иоахима Гадова, ответил: "Шведский эскадренный миноносец "Гётеборг". Позже, на суде междуна­родного трибунала в Нюрнберге гросс-адмирал Редер оправдывал подобную тактику, широко использовавшуюся в ходе Норвежской кампании, на том основании, что это были "законные военные хитрости, против которых с юридической точки зрения не может быть возражений". В случае с "Глоууормом" хитрость не удалась. Британский эсминец открыл огонь. Тогда "Людеман" быстро отвернул и скрылся из видимости.

Встреча с "Арнимом" произошла около 09:00. Теперь англи­чане были начеку и открыли огонь, не раздумывая. В последо­вавшей перестрелке ни одному из противников не удалось добиться попаданий, что вовсе не удивительно в условиях семибального шторма. Справедливости ради следует отметить, снаряды "Глоууорма" ложились лучше, чем -ответные залпы "Арнима". На­ходившиеся поблизости эсминцы "Пауль Якоби" и "Фридрих Эккольдт" не смогли принять участия в бою из-за сильного волне­ния, зато на призыв "Арнима" откликнулся "Адмирал Хиппер"...

Единственным оставшимся в живых офицером "Глоууорма" оказался лейтенант Роберт Рамсэй, рассказавший об этом бое на страницах газеты "Британский союзник" (издание посольства Великобритании в Москве). Несмотря на то, что некоторые детали описания лейтенанта Рамсэя противоречат немецким данным, эта публикация, фрагменты которой мы приводим ниже, вполне заслуживает интереса: "На рассвете 8 апреля "Глоууорм" шел на рандеву с группой британских кораблей. Внезапно показался эсминец, национальность которого не удалось определить. Мы немедленно запросили его. С эсминца ответили, что это шведский корабль, после чего по "Глоууорму" был открыт огонь. Через несколько минут показался второй эсминец. Начался бой, в ходе которого противник имел все численное превосходство. Эсминцы маневрировали на больших скоростях, ведя непрерывный огонь из всех орудий.

Очень скоро наш пост управления артиллерийским огнем оказался затопленным. Корабль сильно качало. Все же нам удалось добиться одного попадания по головному эсминцу противника. Немцам же не удалось добиться ни одного. Вскоре после этого противник прекратил бой и начал отходить, явно стараясь увлечь нас в западню. Командир "Глоууорма" знал об этом. Все же он решил не прекращать преследования, стараясь выяснить, какие крупные корабли немцы вывели в море. Он надеялся проследить за их передвижениями, не вступая в боевое соприкосновение.

Через несколько минут показался германский тяжелый крейсер. Условия погоды исключали возможность наблюдения за кораблями противника. С этого момента все на "Глоууорме" знали, что судьба эсминца решена..."

После короткого, но мужественного сопротивления ("Глоууорм" безрезультатно выпустил торпеды, а затем таранил "Хип­пер") британский корабль был потоплен. Из 148 членов его экипажа спаслось только 31. В результате тарана "Адмирал Хиппер" принял 528 тонн воды и получил крен 4°, однако это серьезно не повлияло на его боеспособность.

 

Захват Тронхейма

 

В Тронхейме-фьорде немцам сопутствовал успех. Накануне штурма в 14:50 8 апреля корабли второй группы были обнаружены летающей лодкой "Сандерленд". В этот момент "Хиппер" с эсминцами лежал на западном курсе, ожидая назначенного часа, поэтому донесение воздушного разведчика только ввело британское Адмиралтейство в заблуждение относительно намере­ний немцев.

Тронхейм был занят без особого сопротивления. Операцией руководил капитан 1 ранга Хейе. Рано утром 9 апреля, подавая английские радиопозывные, "Хиппер" и четыре эскадренных ми­ноносца проскочили мимо норвежских береговых батарей. Когда же одна из батарей в 04:12 все же открыла огонь, германский тяжелый крейсер несколькими залпами кормовых башен главного калибра заставил ее замолчать. Ударные отряды горных егерей 138-го полка захватили батареи с суши, причем немцам удалось довольно быстро привести эти орудия в боевую готовность.

Уже вечером 10-го "Адмирал Хиппер" снова вышел в море, чтобы соединиться с линкорами Лютьенса. "Фридрих Эккольдт", получивший остатки топлива с других эсминцев (к этому моменту каждый из них имел не более 40 тонн нефти), сопровождал крейсер, но ввиду плохой погоды был вынужден вернуться обратно в Тронхейм.

"Хайнеман" и "Экколъдт" вышли в море 14 апреля и через два дня прибыли в Вильгельмсхафен. Сложнее оказалось вернуть в Германию "Якоби" и "Ридель", получивший повреждения в результате столкновения с подводной скалой в бухте Стрёммен и использовавшийся в качестве плавбатареи. По приказу Гитлера эти два корабля оставили в Тронхейме на длительный срок, а 19 апреля сняли с них кормовые 127-мм орудия и 37-мм зенитки для оснащения сторожевиков и береговых укреплений. Лишь благодаря усилиям командира флотилии капитана 2 ранга Пуфендорфа реквизированные орудия были возвращены. 8 мая "Пауль Якоби", наконец, покинул Тронхейм, еще через месяц в Германию отправился поврежденный "Теодор Риделъ".

 

Захват Нарвика, бой с норвежскими броненосцами береговой обороны

 

Расставшись со второй группой у Тронхеймс-фьорда, эскад­ренные миноносцы под командованием коммодора Бонте про­должали идти на север, прокладывая свой путь в штормовом Нор­вежском море. Их целью был Нарвик, самый северный из всех пунктов высадки десантов. Линкоры "Гнейзенау" и "Шарнхорст" осуществляли оперативное прикрытие группы. Находившиеся на борту эсминцев горные егеря мужественно переносили штормовую погоду и вызванную ею морскую болезнь, но когда впоследствии им предложили отправиться обратно в Германию морем, многие из них возмутились: "Назад морем? Ни за что на свете! Лучше пройти 1800 километров пешком!"

Вечером 8 апреля германские эсминцы счастливо размину­лись в Вест-фьорде с группой линейного крейсера "Ринаун" и утром 9-го числа достигли Уфут-фьода. Бонте принял энергичные меры для захвата Нарвика и его окрестностей. "Ганс Людеман" и "Антон Шмитт" высадили на берег отряд горных егерей с задачей нейтрализовать норвежские береговые батареи. Капитан 1 ранга Эрих Бей с "Ценкером". "Кельнером" и "Кюнне" направился в Херьянгс-фьорд для высадки десанта в направлении Эльвегордсмуэна. "Дитер фон Рёдер" занял дозорную позицию у входа в Уфут-фьорд. Четыре оставшихся в его распоряжении эсминца коммодор повел к Нарвикской гавани, но в 05:30 на их пути обнаружился старый норвежский броненосец береговой обороны "Эйдсволъд".

Погода стояла ненастная, видимость не превышала несколь­ких кабельтовых, поэтому для норвежцев появление двух гер­манских кораблей оказалось полной неожиданностью. Грянул выстрел из 210-мм орудия броненосца. Водяной фонтан поднялся перед носом одного из эсминцев, тотчас немцы развернулись и скрылись в снежной пелене. Почти одновременно рядом с "Эйдсвольдом" появились два других корабля из передового отряда Бонте. Примирительный сигнал "высылаю шлюпку с офицером" заставил прекратить огонь.

Немецкий парламентер капитан-лейтенант Генрих Герлах сообщил командиру "Эйдсвольда" коммандор-капитану Виллоху, что немцы пришли как друзья и защитники, но предложил разоружиться. Это означало капитуляцию, и Виллох гневно отверг такое предложение. Герлах спустился обратно в шлюпку. Отойдя на безопасное расстояние, он выстрелил в воздух красную ракету, за которой без промедления последовал двухторпедный залп флагманского эскадренного миноносца. Следы торпед были почти не видны - густая утренняя дымка стелилась над водой. Удар пришелся в район носовых пороховых погребов "Эйдсвольда". Страшный взрыв разнес старый корабль на куски. Из всей команды удалось спастись только пятерым морякам.

В гавани Нарвика все это время оставался второй норвеж­ский броненосец - "Норге". Около 05:45 он вступил в бой с двумя германскими эсминцами, пытавшимися приблизиться к пирсу. Залпы устаревших 210-мм и 150-мм орудий ложились перелетами. "Бернд фон Арним" ответил своим 127-мм калибром и выстрелил семь торпед. Пораженный двумя из них, "Норге" перевернулся и затонул. Шлюпки германских эсминцев и стоявших в Нарвике торговых судов спасли 89 членов его экипажа.

Тем временем "Георг Тиле" и "Вильгельм Хайдкамп" вошли в гавань и начали высадку. Все пароходы, принадлежавшие странам противника, были захвачены. Кроме того, в руки немцев попали три небольших норвежских патрульных судна: "Сенья", "Кельт". "Михелъ Саре". Последние два взяты эсминцем "Дитер фон Рёдер" в Уфут-фьорде. Нарвик удалось занять, практически не встретив сопротивления. Комендант города сразу отдал приказ о капитуляции. Правда, часть норвежского гарнизона не согласилась сдаться и заняла позиции вдоль железной дороги, по которой в порт доставлялась железная руда из Швеции.

Теперь было необходимо успеть заправить эсминцы для об­ратного перехода прежде, чем англичане сумеют блокировать их во фьорде. Дело осложнялось тем, что в распоряжении Бонте имелся только один танкер - "Ян Веллем" (11.776 брт), пришедший из Мурманска под видом торгового судна. Два других - "Каттегат" (6031 брт) и "Скагеррак" (6043 брт), которых с нетерпением ожидали, перехватили норвежцы. Первый из них был потоплен южнее Будё сторожевиком "Нордкап", второй - задержан миноносцем "Стег" и отконвоирован в Берген, где позже его освободили германские войска. Перекачка нефти проходила крайне медленно и была далека от завершения, когда на рассвете 10 апреля у Нарвика неожиданно появились англичане.

 

Первый бой с британскими эсминцами у Нарвика

 

Британское Адмиралтейство направило в Уфут-фьорд 2-ю флотилию эсминцев под командованием кэптена Уорбёртон-Ли: "Харди" (лидер), "Хотспёр". "Хэвок", "Хантер", "Хостайл"(Британская 2-я флотилия эсминцев входила в состав охранения линейного крейсера "Ринаун", с вечера 8 апреля патрулировавшего к западу от устья Вест-фьорда по плану операции "Уилфред"). В ради­ограмме Адмиралтейства сообщалось об "одном германском суд­не", пришедшем в Нарвик и предписывалось потопить или зах­ватить его. Более подробные сведения о противнике Уомбёртон-Ли получил от норвежских наблюдателей на лоцманской станции в Транёе. Норвежцы рассказали о шести больших германских эсминцах, о том, что Нарвик уже захвачен, а фьорд, по-видимому, заминирован. В ночь на 10 апреля Первый лорд Адмиралтейства радировал командиру 2-й флотилии: "Только Вы можете судить, целесообразно ли при таких условиях атаковать. Мы поддержим любое принятое Вами решение". Уорбёртон-Ли ответил: "Иду в бой. Намерен атаковать на рассвете."

К 04:00 10 апреля эскадренные миноносцы Бонте распола­гались в следующем порядке: "Хайдкамп" и "Шмитт" на якоре в порту; "Кюнне" и "Людеман" там же - получали топливо с "Яна Веллема"; "Тиле" и "Арним" - в Балланген-фьорде; "Гизе", "Ценкер", "Кельнер" - в Херьянгс-фьорде. "Дитер фон Рёдер" должен был на­ходиться в дозоре в Уфут-фьорде. Но из-за неразберихи в приказах его командир капитан 3 ранга Холторф счел эту миссию за­конченной, и с рассветом корабль вернулся в Нарвик. В 05:20 он встал на якорь в гавани, а через 10 минут туда вошли эсминцы "Харди". "Хантер" и "Хэвок". "Хостайл" и "Хотспёр", первона­чально выделенные для обстрела береговых батарей, присоедини­лись спустя несколько минут.

Погода благоприятствовала дерзкому замыслу англичан. Сильный снегопад и плохая видимость (не более 2 каб.) способ­ствовали скрытности и полной внезапности атаки. Британские эсминцы сразу же дали торпедный залп и открыли артиллерийский огонь.

В 05:35 торпеда с "Харди" попала в кормовую часть "Виль­гельма Хайдкампа". Последовавшая детонация собственных торпед разрушила эскадренный миноносец вплоть до машинного отделе­ния N1. "Антон Шмитт" стал жертвой двух торпед, выпущенных "Хантером". Взрывная волна выбросила его командира капитана 3 ранга Бёме далеко за борт. "Герман Кюнне", стоявший в нескольких метрах от "Шмитта", серьезно пострадал в результате этой серии мощных взрывов. Обе его машины сдвинулись с фундаментов и вышли из строя.

Нападение оказалось для немцев настолько внезапным, что их первой реакцией стало открытие беспорядочного зенитного огня. Из-за плохой видимости реального противника они об­наружили спустя несколько драгоценных минут. Несколько придя в себя, артиллеристы "Кюнне". "Людемана" и "Рёдера" наконец открыли ответный огонь и захватили в вилку "Хэвок", но добиться в него попаданий не смогли. Торпеды, выпущенные "Рёдером", прошли под всеми тремя британскими эсминцами, возможно, из-за повреждения рулей глубины. "Если бы торпеды не были повреждены, - заметил на этот счет английский историк М.Уитли, - залп "Рёдера" мог бы войти в историю и изменить результаты сра­жения в Нарвике".

 Корабли Уорбёртон-Ли стреляли более метко. Взрыв англий­ского снаряда повредил рулевую машину на "Людемане" и вызвал пожар, для тушения которого пришлось затопить кормовой погреб боеприпасов. "Рёдер" подвергся ураганному обстрелу с короткой дистанции и вскоре был тяжело поврежден. Капитан 3 ранга Холторф отвел корабль к почтовому пирсу и приказал экипажу сойти на берег.

Британские эсминцы отошли, прикрывшись дымовой заве­сой, но вскоре появились вновь. В этой повторной атаке англичане направили разрушительную силу своих орудий и торпед против стоявших в порту пароходов. Гавань быстро заполнилась ос­танками тонущих и взрывающихся судов.

Таким образом, четыре из пяти находившихся в Нарвике гер­манских эсминцев были потоплены или серьезно повреждены, тогда как корабли Уорбёртон-Ли оставались практически невредимыми. Искореженный "Хайдкамп" срочно пришвартовали к борту нейтрального парохода, чтобы избежать мгновенного затоп­ления. Тем не менее на следующее утро эсминец опрокинулся и затонул.

На "Хайдкампе" погибло 83 человека, среди них был и ком­модор Бонте. Вильгельм Маршалль писал: "В лице Бонте немцы потеряли высоко уважаемого командира, служившего для экипажей образцом человека и солдата, умевшего добиваться серьезных успехов в борьбе с превосходящими силами противника". Потери экипажа "Антона Шмитта" составили 52 человека; 13 матросов были убиты на "Рёдере" и двое на "Людемане". После почти часового избиения англичане начали отход, посчитав свою задачу выполненной. В заключении этого эпизода "Ганс Людеман" послал им вслед четыре торпеды без всякой надежды на успех.

Кэптен Уорбёртон-Ли имел все основания быть удовлетво­ренным достигнутыми результатами, но сражение на этом не закончилось. Внезапно с правого борта появились три германских эсминца. "Вольфганг Ценкер", "Эрих Кельнер" и "Эрих Гизе" (пос­ледний только на двух котлах из-за нехватки топлива), ведомые капитаном 1 ранга Беем, вышли из Херьянгс-фьорда и с дистанции 35 кабельтовых завязали новый бой. Почти одновременно два других корабля - "Арним" и "Тиле", выйдя из Балланген-фьорда, появились впереди по курсу британской флотилии. Однако, едва успев начать пристрелку, "Ценкер", "Кельнер" и "Гизе" отвернули, чтобы уклониться от торпед "Людемана", веером идущих по фьор­ду. Еще не открывшие огня "Арним" и "Тиле" остались вдвоем про­тив пяти эсминцев неприятеля. Но тут "прокололись" англичане. Они приняли германские корабли в своем тылу за свои легкие крейсера. Для Уорбёртон-Ли эта ошибка стала роковой.

В 06:57 "Арним" и "Тиле" с небольшой дистанции внезапно обстреляли головной "Харди", после чего пересекли курс англичан и обменялись безрезультатными торпедными залпами с "Хэвоком".

После повторного вступления в бой трех эсминцев под командо­ванием Бея ситуация резко изменилась в пользу немцев. Меткие перекрестные залпы германских эсминцев быстро превратили "Харди" в пылающую развалину. Кэптен Уорбёртон-Ли был смер­тельно ранен. Его потерявший управление корабль выбросился на берег в южной части Уфут-фьорда. Серьезно пострадали "Хотспёр" и "Хантер", причем на последнем возник пожар и значительно упала скорость.

Ответный огонь противника был также весьма силен. Семь снарядов, попавших в "Тиле", повлекли значительные разрушения. Несмотря на это "Тиле" продолжил бой. В этот момент он выпус­тил еще три торпеды, одна из которых попала в "Хантер". Вслед за этим потерявший управление "Хотспёр" протаранил торпедированного "собрата". Столкнувшиеся корабли безжалостно расстреливались подошедшими "Ценкером", "Кельнером" и "Гизе". Это продолжалось до тех пор, пока передние в строю британской флотилии "Хэвок" и "Хостайл" не развернулись, чтобы прикрыть их. "Хотспёр" смог уйти, управляясь одними машинами, а "Хантер" затонул через некоторое время. Германские эсминцы спасли 57 членов его экипажа.

Однако нескоординированность последующих действий и от­сутствие заранее подготовленного плана боя помешали реа­лизовать полученное преимущество и нанести решительное пора­жение врагу. Остается неясным, почему Бей отказался от прес­ледования отходящего противника. Допустим, один из его эсминцев - "Гизе" практически полностью израсходовал топливо, но "Ценкер" и "Кельнер" имели достаточно нефти, чтобы вести прес­ледование. Нерешительность командира 4-й флотилии обошлась немцам довольно дорого. На выходе из Уфут-фьорда британские корабли безнаказанно уничтожили идущее в Нарвик судно снабжения "Рауэнфельс". В результате германские эсминцы, истратившие в бою по меньшей мере половину снарядов и большое число торпед, лишились возможности пополнить свой боезапас.

 

Попытки прорыва в море

 

В 14:30 10 апреля командиры эсминцев собрались на "Ценкере", чтобы обсудить план дальнейших действий. Можно было с уверенностью сказать, что английские корабли блокирова­ли Уфут-фьорд; большинство германских эскадренных миноносцев на этот момент вышло из строя, не имелось в достаточном количестве топлива и боеприпасов. Но время теперь работало на противника, и капитан 1 ранга Бей, старший из офицеров, возглавивший нарвикскую группу после гибели Бонте, приказал готовиться к прорыву в море.

О готовности к выходу доложили командиры только двух ко­раблей - "Ценкера" и "Гизе", которые пришвартовались к бортам чудом уцелевшего во время нападения англичан танкера "Ян Веллем" и начали заправку. Остальные приступили к срочному ремонту. Командование военно-морской группы "Вест" было сильно озабочено положением в Нарвике. Немедленный прорыв считался единственной возможностью спасти хотя бы два из восьми эсминцев группы. Радиограмма, полученная от генерал-адмирала Заальвехтера предписывала следующее: "По флоту. Командиру 4-й флотилии. "Ценкеру", "Гизе" с командиром флотилии прорываться сегодня после cyмерек. Командующий флотом [вице-адмирал Лютьенс на "Гнейзенау" - авт.] в пункте встречи даст короткий сигнал. Группа".

Выполняя этот приказ, Эрих Бей в 20:40 вывел два эсминца из нарвикской гавани. Приближалась ночь, которая обещала быть ясной, с хорошей видимостью. "Ценкер" и "Гизе" миновали Уфут-фьорд и взяли курс на запад. В 22:05 впереди на фоне горизонта прорисовались силуэты британских кораблей, опознанных как крейсер и эсминцы. Превосходство противника было очевидным, и Бей отказался от прорыва. Германские корабли поставили дымовую завесу, а затем легли на обратный курс, так и не замеченные неприятелем.

На следующий день ремонт и заправка продолжались. После полудня Бей располагал уже четырьмя готовыми к действию эсмин­цами: "Вольфганг Ценкер". "Эрих Кельнер", "Ганс Людеман" и "Герман Кюнне". Зато "Эрих Гизе" выбыл из строя из-за поломки машины.

В 00:55 11 апреля пришла новая инструкция командования группы "Вест" по осуществлению прорыва:

1) переход производить под английским флагом;

2) танкер "Скагеррак" будет ожидать западнее Тронхейма;

3)возможен заход для пополнения запасов топлива в Берген или Кристиансанн;

4) использовать Тронхейм невозможно.

Однако оставалось главное затруднение, а именно - превос­ходящие английские силы, блокировавшие Уфут-фьорд. Поэтому Бей медлил с прорывом.

"В море, в открытых водах, с пространством для маневра и возможностью использовать свою более высокую скорость, - пишет Уитли, - у них, по крайней мере, был шанс, но здесь, в узких, слепых фьордах они были пойманы, как крысы в ловушку, и судьба оставшихся эсминцев была предрешена. Даже без присутствия про­тивника германские эсминцы не были в безопасности, так как фьорды имели множество подводных скал и выступов, не обозначенных на картах".* Незадолго до полуночи 12 апреля из строя выбыл "Эрих Кельнер", налетевший на камни в Балланген-фьорде. Затопление двух котельных отделений на нем вызвало потерю большей части скорости. А через 13 минут получил повреждения флагманский "Вольфганг Ценкер" - погнул винты в результате касания грунта.

К утру 12 апреля все надежды прорваться в море, кажется, окончательно были оставлены. Поврежденный "Кельнер" передал свое топливо на другие эсминцы. Бей решил использовать этот ко­рабль в качестве плавучей батареи у Таарстадта. Полуразрушен­ный "Рёдер" с действующими орудиями N1 и N2 оставался у пирса в нарвикской гавани.

 

Второй бой у Нарвика

 

Состоявшийся вечером 12 апреля налет на Нарвик палубных, самолетов 816-й и 818-й эскадрилий FAA с авианосца "Фьюриес" стал явным признаком сосредоточения в этом районе крупных сил британского флота. Из-за неблагоприятных погодных условий только девять "Суордфишей" смогли выйти на цель. Точность их бомбометания оказалась весьма низкой. Ни один корабль в порту не получил повреждений, хотя имелись жертвы среди личного состава на берегу. На ночь для несения дозора в Уфут-фьорд высылался эсминец "Ганс Людеман". С наступлением утра "Эрих Кельнер" вышел из Нарвика, чтобы вовремя занять свою позицию у Таарстадта. Его сопровождал идущий в дозор "Герман Кюнне".

Капитан 1 ранга Бей предполагал, что атака кораблей про­тивника состоится во второй половине дня 13 апреля. Командир английского отряда вице-адмирал Уайтворт не заставил немцев долго ждать. Сразу после полудня его корабли (линкор "Уорспайт" и девять эсминцев) вошли в Уфут-фьорд. В 12:56 британское соединение было обнаружено "Германом Кюнне". Эсминец передал по радио сигнал тревоги и отошел под прикрытием дымовой завесы, обмениваясь орудийными выстрелами с передовыми британскими кораблями. "Эрих Кельнер", не успевший дойти до Таарстадта, где ему надлежало встретить англичан внезапным торпедным залпом и артиллерийским огнем, изменил курс и пошел на юг в надежде укрыться у Дьюпвика.

Поднявшийся в воздух с "Уорспайта" разведывательный гид­росамолет "Суордфиш" в 13:03 обнаружил "Кюнне", а в 13:10 нахо­дившийся несколько восточнее "Кельнер". Но визуальный контакт с "Кюнне" передовые британские эсминцы "Бедуин" и "Коссэк" установили только в 13:28 и еще через 2 минуты открыли по нему огонь с предельной дистанции. Между тем британский гидросамолет осмотрел Нарвик и близлежащие фьорды. У входа в гавань воздушный разведчик заметил эсминец "Ганс Людеман", а в Херьянгс-фьорде - подводную лодку "U-64". Решение атаковать пришло почти мгновенно. Пилот Райс направил свой "Суордфиш" в пикирование и, когда машина находилась всего в 60 метрах над целью, сбросил две 100-фунтовые бомбы. Одна из них упала рядом с бортом "U-64", зато другая угодила прямо в рубку. Подводная лодка затонула.

На обратном пути в поле зрения летчиков "Суордфиша" снова попался "Кельнер". Подошедшие через некоторое время в этот район эсминцы "Бедуин", "Панджаби" и "Эскимо" вовремя по­лучили предупреждение о затаившемся здесь германском эскадренном миноносце, поэтому успели развернуть свои орудия и торпедные аппараты. Положение "Кельнера" стало безнадежным, но он оказал довольно упорное сопротивление превосходящему противнику. В 14:09 практически одновременно обе стороны открыли огонь с дистанции 18 кабельтовых. В течение следующих десяти минут "Кельнер" был поражен торпедой в носовую часть, получил множество снарядных попаданий, вызвавших сильные разрушения и пожар. По приказу командира эсминца капитана 2 ранга Шульце-Хинрихса экипаж остановил обреченный корабль. Но расчет одного 127-мм орудия продолжал бой. Тогда линкор "Уорспайт" ввел в действие свой главный калибр. 381-мм бронебойные снаряды прошивали тонкие борта "Кельнера" навылет, круша все на своем пути, но не успевая разорваться. При каждом таком попадании корпус эсминца сильно раскачивался. После шестого залпа "Уорспайта" все было кончено. Потери команды "Кельнера" составили 31 убитый и 39 раненых. Оказавшиеся на берегу немецкие моряки с Альфредом Шульце-Хинрихсом во главе попали в плен к норвежцам и были освобождены только в июне.

Оповещенный о приближении противника капитан 1 ранга Бей вышел в 13:15 с "Ценкером", "Арнимом" и "Людеманом" в Уфут-фьорд, где к ним присоединился "Кюнне". "Тиле" и Тизе" оста­вались в порту. Этим кораблям предписывалось находиться в готовности только к 14:00 (следствие неудачного предположения Бея о времени английской атаки), и теперь их команды спешно приводили механизмы в действие. Британские эсминцы приб­лижались двумя группами: "Коссэк", "Кимберли" и "Фористер" продвигались по северной части Уфут-фьорда, а "Бедуин", "Пан­джаби" и "Эскимо" составляли южную группу. Еще три эсминца, а именно "Икарес", "Хироу" и "Фоксхаунд" с тралами на случай наличия во фьорде германских мин прокладывали дорогу флагманскому "Уорспайту".

Начался маневренный бой в замкнутом пространстве Уфут-фьорда. Противники прятались в снежных зарядах, обменивались торпедными залпами и вели интенсивный артиллерийский огонь, неэффективный большей частью из-за плохой видимости. Только эсминец "Бедуин" получил несколько попаданий, снесших 120-мм орудие на полубаке и изуродовавших его надводный борт в носовой части.

В разгар боя десять "Суордфишей" с "Фьюриеса" сбросили 250-фунтовые бомбы на германские эсминцы. Немцев спасла вы­сокая скорость и непрекращающееся маневрирование. Лишь одна из бомб разорвалась вблизи от "Арнима", но не нанесла ему никаких повреждений.

За все это время вице-адмирал Уайтворт не отдал ни одного приказания, предоставив командирам эсминцев полную свободу действий. Линкор "Уорспайт" оставался позади эсминцев, растянувшихся по всей ширине фьорда. Корабль двигался 10-узловым ходом и вел огонь из орудий главного калибра. Вспоминая бой, командир "Хироу" коммандер Бипс уподобил ан­глийское построение взводу пехоты, поддерживаемому танком, или охотнику со сворой гончих.

Торпеды, выпущенные "Ценкером", прошли вблизи от "Уорспайта", но не попали в него. К 14:50 "Ценкер", "Арним", "Людеман" и "Кюнне" израсходовали почти все снаряды и вместе с присоединившимся к ним в 14:30 "Тиле" были оттеснены от порта. Бей" поднял сигнал общего отхода в Румбакс-фьорд. "Тиле" прикрыл выходящие из боя эсминцы дымовой завесой. "Вольфганг Ценкер" и "Бернард фон Арним" ушли в дальнюю часть фьорда и были приготовлены к взрыву. "Тиле" и "Людеман", еще сохранившие в своих торпедных аппаратах несколько торпед, за­няли выгодную позицию в Стромменской узости - наиболее узкой части Румбакс-фьорда.

Наблюдатели "Германа Кюнне" не увидели сигнала флагмана к отходу. Командир эсминца капитан 3 ранга, Фридрих Коте принял решение уходить в Херьянгс-фьорд, чтобы выброситься на отмель у Трольвика, спасти экипаж и взорвать корабль. "Кюнне" не имел повреждений и потерь в личном составе, но он израсходовал весь боезапас. Дальнейшее сопротивление не имело смысла. Команда сошла с корабля, были открыты кингстоны и установлены подрывные заряды. "Эскимо" преследовал "Кюнне" н в 15:13 с дистанции 25 кабельтовых выстрелил в него торпеду. Мощный взрыв переломил германский эсминец пополам. Невозможно установить, было ли это результатом попадания торпеды "Эскимо" или же подрывные заряды - глубинные бомбы эсминца - успели сработать прежде. Так или иначе, англичане и немцы продемонстрировали в этом эпизоде редкое единство в стремлении уничтожить корабль.

Около 14:50, как раз тогда, когда Бей с четырьмя эсминцами устремился в Румбакс-фьорд, "Эрих Гизе" сумел наконец дать ход. "Я мог уничтожить корабль в гавани, - вспоминал впоследствии его командир капитан 3 ранга Шмидт, - в этом случае вся команда была бы спасена, или выйти и драться... Это оказалось грудным вопросом для меня, но я считал, что действительная обязанность офицера и солдата - нанести как можно большие потери врагу, пока это возможно сделать. У нас были боеприпасы на десять минут боя и все торпеды, поэтому мы могли драться. Я не надеялся, что мы когда-нибудь вернемся в порт..."

 На выходе из гавани левая машина "Гизе" отказала, задер­жав эсминец на месте еще на тринадцать минут. В этот момент "Гизе" вместе со стоявшим неподвижно у пирса "Рёдером" вступил в огневой поединок с "Бедуином" и "Панджаби". Дистанция стрельбы быстро сократилась с 30 до 15 кабельтовых. "Панджаби" был накрыт меткими залпами немецких артиллеристов и получил повреждения. "Рёдер" имел два попадания, не повлекших серьезных последствий.

Только в 15:05 Шмидту удалось вывести свой корабль из нарвикской гавани, но лишь затем, чтобы попасть под ураганный огонь британского линкора. "Гизе" дал торпедный залп. После израсходования всех снарядов экипаж оставил свой корабль, дрей­фующим и горящим. Англичане продолжали расстреливать его и добились множества попаданий прежде, чем германский эсминец затонул.

 Настала последняя фаза сражения, которое вице-адмирал Уайтворт имел уже все основания считать выигранным. Однако уцелевшие германские эсминцы еще могли применить торпеды и нанести некоторый урон британскому соединению. Поэтому около 15:00 флагманский "Уорспайт" просигналил: "Торпедная угроза должна учитываться. Враг должен быть уничтожен без промед­ления. Сталкивайтесь или высаживайтесь, если это необходимо."

Британские эсминцы начали обыскивать все заливы и бухты в поисках противника. В 15:15 коммандер Шербрук на "Коссэке", поддерживаемый артиллерией "Уорспайта", вошел в нарвикскую гавань, где он был встречен меткими залпами "Рёдера". В ходе короткой артиллерийской дуэли (у немцев скоро кончились боеприпасы) "Коссэк" получил четыре попадания, потеряв при этом 9 человек убитыми и ранеными. Один из снарядов вывел из строя рулевое устройство. Лишившись управления, британский корабль в 15:22 выскочил на мель у Анкенеса. Сам же "Рёдер" получил только одно попадание. Снаряды "Уорспайта" увечили пристань и портовые сооружения, но ни один из них не попал в абсолютно неподвижный германский эсминец.

         Кончились снаряды. Орудия "Рёдера" замолчали. Не сумев справиться с противником посредством артиллерии, Уайтворт при­казал эсминцу "Фоксхаунд" сблизиться с "Рёдером" и захватить его. Тем временем один из офицеров германского корабля, лейтенант Титке, заложил два мощных подрывных заряда. Он поджег запалы с таким расчетом, чтобы оба эсминца были уничтожены взрывами как раз в тот момент, когда они сцепятся бортами. Случайная пулеметная очередь с берега, ранившая матроса на палубе "Фоксхаунда", помешала замыслу немцев. Не дойдя до "Рёдера" всего в 50 метров, "британец" застопорил машины, а затем дал полный назад.

В 16:20 "Дитер фон Рёдер" взорвался. Сорванный с места и поднятый в воздух взрывом кормовой четырехтрубный торпедный аппарат упал в воду в 150 метрах от корабля, а обломки рубки рухнули на набережную...

"Георг Тиле" и "Ганс Людеман"приняли свой последний бой в Румбакс-фьорде, преградив путь англичанам, ведомым коммандером Миклесуэйтом на "Эскимо". Торпеда "Тиле", выпущенная с дистанции 25 кабельтовых, застигла противника врасплох. Поставленная немцами при отходе дымовая завеса еще не успела развеяться. Ширина фьорда в этом месте была не многим более 1 кабельтового, что исключало возможность уклониться от залпа. К счастью для англичан, вторая торпеда "Тиле" не вышла из аппарата, а торпедный залп "Людемана" оказался на редкость неточным. Но даже попадание одной торпеды произвело ужасные разрушения и в 15:45 полностью вывело "Эскимо" из строя. Взрывом была оторвана носовая оконечность корабля вплоть до второго орудия. Потери экипажа при этом составили 15 убитых и 10 тяжело раненых, большую часть от суммарных потерь в личном составе, понесенных флотом Его Величества в бою (всего 28 убитых и 55 раненых).

Подоспевшие "Фористер", "Хироу" и "Бедуин" открыли ураганный огонь. "Тиле" отвечал редкими выстрелами из четырех орудий. Но вскоре истощение артиллерийских погребов и тяжелые повреждения заставили командира эсминца капитана 3 ранга Макса-Экарта Вольффа прекратить огонь.

Около 16:00 "Георг Тиле" выбросился на мель и переломился на две части. 14 человек из его экипажа были убиты, еще 28 получили ранения. Мужественное сопротивление этого корабля задержало на некоторое время англичан. Это позволило "Людеману" отойти вглубь Румбакс-фьорда и присоединиться к на­ходившимся там "Ценкеру" и "Арниму". Отсутствие снарядов и тор­пед делало дальнейшее сопротивление невозможным. Немецкие моряки взорвали свои эсминцы.

Из-за небрежности при закладке зарядов "Людеман" не был разрушен взрывом. Уайтворт решил взять его в качестве трофея и отбуксировать в Англию, но потом отказался от этой затеи. Корпус "Людемана" был взорван торпедами эсминца "Хироу".

Из состава экипажей погибших эсминцев (всего набралось около 2100 человек) немцы сформировали отряд морской пехоты, командиром которого стал капитан 3 ранга Ганс Эрдменгер. Вместе с горными егерями генерала Дитля моряки храбро сражались против высадившихся в этом районе союзных войск. Корабельные технические специалисты совместно с саперами восстанавливали портовые сооружения Нарвика, ремонтировали паровозы, вагоны, автомобили и вооружение.

 

В боях за Нарвик немцы потеряли 10 эсминцев - ровно по­ловину от общего числа кораблей этого класса, которыми располагала Германия к апрелю 1940 года. Сами же бои были объ­явлены образцом выдающегося героизма. Никто не порицал Эриха Бея за поражение (Коммодор Бонте (посмертно) и капитан I ранга Бей за отличия в боях за Нарвик были награждены Рыцарскими крестами. 15 мая 1940 г. Бей стал преемником Бонте на посту начальника эсминцев. Кроме того кавалерами Рыцарского креста стали капитан 2 ранга Фридрих Бергер, капитаны 3 ранга Ганс Эрдменгер и Макс-Эккардт Вольфф), хотя при большей инициативности и так­тической грамотности он мог бы спасти четыре или хотя бы два эскадренных миноносца группы, не говоря уже о его досадной нерешительности на завершающей фазе боя против британской 2-й флотилии.

 


 

Операция "Юно"

 

В июне 1940 г. германские корабли вновь появились в Норвежском море. Гитлеровское командование решило оказать помощь сражающимся в Северной Норвегии войскам силами фло­та. Эта операция получила кодовое наименование "Юно". Отряд кораблей в составе линкоров "Гнейзенау" (флаг командующего флотом адмирала Маршалля), "Шарнхорст", тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер" (флаг командующего крейсерскими силами контр-адмирала Шмундта), эскадренных миноносцев "Ганс Лоди" (брейд-вымпел капитана 1 ранга Бея), "Герман Шёман", "Карл Гальстер" и "Эрих Штайнбринк" получил задачу прорваться в Анн- и Boгс-фьорды и уничтожить там боевые корабли, транспорта и базы союзников.

15 апреля союзники высадили свои войска в Харстаде (в 60 км сев.-зап. Нарвика). Вместе с англо-французскими войсками на Севере действовала также 6-я норвежская дивизия. Операции сухопутных войск поддерживали флот и авиация, базировавшаяся на аэродромах Бардуфосс и посадочной площадке в Сканланне. После месячной подготовки союзники начали наступление на Нарвик и овладели им 28 мая, однако поражение в Западной Европе заставило британское командование начать эвакуацию войск из Северной Норвегии.

Германская эскадра вышла из Киля 4 июня, сопровождаемая миноносцами "Фальке", "Ягуар", тендером "Хай" и отрядом мо­торных тральщиков, которые командующий флотом отпустил при входе в Скагеррак. Адмирал Маршалль не знал о начавшейся эвакуации союзников и намеревался атаковать Харстад в ночь на 9 июня.

7 июня "Адмирал Хиппер" и эсминцы приняли топливо с тан­кера "Дитмаршен". Между тем воздушная разведка сообщила о находившихся поблизости двух группах британских судов. Мар­шалль решил атаковать одну из них и развернул свои корабли в широкую завесу. Предпринятый поиск дал результаты: примерно в 200 милях западнее Лофотенских островов немцы обнаружили и потопили два торговых судна и один боевой корабль противника. Причем никому из них не удалось передать донесение об атаке.

В 05:15 8 тоня "Адмирал Хиппер" обнаружил британский моторный танкер "Ойлпайанир" (5666 брт). На запрос эскортиро­вавшего его военного траулера "Джунипер" германский флагман­ский линкор ответил: "Саутгемптон". Использовав замешатель­ство англичан, тщетно пытавшихся разглядеть в хищном силуэте "Гнейзенау" хоть что-нибудь, напоминающее названный британ­ский крейсер, "Хиппер", сопровождаемый "Лоди", сблизился с "Джунипером" и в 07:05 открыл по нему огонь. Британский траулер затонул в 07:20. "Ганс Лоди" стал подбирать из воды пленных (всего взято в плен 29 человек), а артиллеристы "Хиппера" занялись танкером и вскоре подожгли его. Подошедший "Герман Шёман" добил "Ойлпайанир" торпедой. Из состава команды танкера спаслось 11 человек.

В 09:40 линкор "Шарнхорст" обнаружил британское госпи­тальное судно "Атлантис", но отпустил его. Иначе было с войско­вым транспортом "Орама" (19.840 брт), найденным около 10:00 бортовым Аr-196 с крейсера "Адмирал Хиппер". Эсминцы "Ганс Лоди" и "Карл Гальстер" установили визуальный контакт с "британцем", но Эрих Бей не рискнул атаковать его, полагая, что это вспомогательный крейсер со 152-мм артиллерией. Пришлось дождаться "Хиппера" с его восемью 203-мм орудиями. В 11:21, пораженный многочисленными снарядами тяжелого крейсера и эсминцев и двумя торпедами "Орама" затонул. Немцы подобрали из воды 274 человека.

В 13:10 "Хиппер" и эскадренные миноносцы, на которых заканчивалось топливо, были отосланы в Тронхейм. Поэтому они не приняли участие в потоплении авианосца "Глориес" (16:46- 17:06). Охранявшие авианосец два небольших эсминца оказали ожесточенное сопротивление. Перед тем, как оба отважных британских корабля были потоплены, одному из них - "Акасте" -удалось торпедировать линкор "Шарнхорст". Повышенный расход нефти сыграл здесь злую шутку с немецкими моряками. Останься германские линкоры при своем эскорте, возможно, четверке эскадренных миноносцев капитана 1 ранга Бея удалось бы своими действиями предотвратить попадание английской торпеды в "Шарнхорст". На линкоре вышла из строя кормовая башня, его скорость снизилась до 20 узлов. Это заставило Маршалля прервать операцию и также направиться в Тронхейм.

По пути в Тронхейм "Хиппер" и три эсминца ("Штайнбринк", имевший неисправность в машине, пошел прямиком в порт) предприняли крейсерство у побережья Норвегии. Вскоре после полуночи "Ганс Лоди" захватил норвежский рыболовный пароход "Элин" и отправил его с призовой командой в Тронхейм, где 9 июня собралась вся боевая группа адмирала Маршалля.

Не успели эсминцы Бея отконвоировать в Киль повреж­денный "Шарнхорст" (20-23 июня), как случилась новая беда. 20 июня подводная лодка "Клайд" (лейт.-ком. Йнгрэм) торпедировала "Гнейзенау", вышедший совместно с "Хиппером" для перехвата британских торговых судов на линию Фарерские острова -Исландия. В свою очередь операция по переводу поврежденного флагмана из Тронхейма на ремонт в Киль (25-27 июля), в которой приняли участие тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", легкий крей­сер "Нюрнберг", эсминцы "Ганс Лоди", "Пауль Якоби", "Фридрих Ин", "Карл Гальстер" и 5 миноносцев, стоила немцам миноносца "Лухс". Последний был потоплен 26 июля торпедами британской субмарины "Суордфиш" (лент. Коуэлл).

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.



Важно знать о Норвегии Норвежская операция, апрель-июнь 1940 года


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:

обмен wmr на ЯД

SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

Норвежская операция Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru