Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/Арктические конвои/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викинговВеликие путешественникиИстория Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны  

Арктические конвои

Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего между августом 1941 года и маем 1945 года насчитывалось 78 конвоев (хотя в интервалах между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили, в рамках программы ленд-лиза, важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов.

Конвои

Первое время конвои отплывали из Исландии но начиная с сентября 1942 года они стали отправляться с базы Loch Ewe в Шотландии. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии в северные порты СССР и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.

Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.

«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трех минных тральщиков, трех эсминцев и трех противолодочных траулеров.

Стоит отметить четыре конвоя:

    * 30 мая 1942 года, уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.
    * В июле 1942 года, конвой PQ-17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты.
    * Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года, немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера Адмирал Хиппер и Лютцов вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.
    * Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года, конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером Шарнхорст, который в ночном бою был потоплен британским линкором Герцог Йоркский и кораблями эскорта.

Стратегическое значение

Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, Гитлер пришёл к убеждению что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор Тирпиц, в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.

Как «флот в наличии»(англ.), Tirpitz и другие тяжелые надводные немецкие корабли связывали силы Королевского ВМФ которые могли быть лучше использованы где-то еще, например для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане. Успех рейдов в Атлантике Гнейзенау и Шарнхорст в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако, с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над северной Атлантикой, улучшением радио-триангуляционного оборудования(англ.), внедрением воздушного радара и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.

Помимо отменённой попытки перехватить конвой PQ12 в марте 1942 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943, Тирпиц провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах. Тирпиц подвергался постоянным атакам пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие тяжёлые суда Кригсмарине никогда не дислоцировались в Норвегии (например, Гнейзенау), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, Шарнхорст). В особенности, неудачная атака конвоя JW-51B (Бой в Баренцевом море), когда превосходящая группировка немецких надводных кораблей не смогла нанести поражение британскому эскорту, состоявшему из крейсеров и эсминцев, привела Гитлера в ярость и привела к переносу акцента с надводных рейдеров к подводным лодкам. Некоторые тяжёлые корабли были физически разобраны и их вооружение использовано в прибрежных укреплениях.

Ближе к концу войны, военное значение поставок, доставляемых арктическими конвоями, вероятно было не так высоко как символическое, отсюда их продолжение — по настоянию Сталина — в течение длительного времени после того как на Восточном фронте был достигнут перелом в пользу СССР.

Роль разведки

Взлом англичанами кода «Энигмы» сыграл важную роль в конечном успехе арктических конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили Королевскому ВМФ подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Перехват и потопление линкора «Шарнхорст» были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, переданные Энигмой.


Памятная монета

    * В Мурманске установлен памятник участникам Северных конвоев.
    * В 1992 году Банком России выпущена памятная монета «Северный конвой».

 

Список арктических конвоев

1941

В СССР

Из СССР

«Дервиш»

отправился из Исландии 21 августа 1941; прибыл в Архангельск 31 августа

QP-1

отправился из Архангельска 28 сентября 1941; прибыл в Скапа Флоу 10 октября

PQ-1

отправился из Исландии 29 сентября; прибыл в Архангельск 11 октября

QP-2

отправился из Архангельска 3 ноября; прибыл в Kirkwall (Оркнейские острова) 17 ноября

PQ-2

отправился из Ливерпуля 13 октября; прибыл в Архангельск 30 октября

QP-3

отправился из Архангельска 27 ноября; рассеян в пути, прибыл 3 декабря

PQ-3

отправился из Исландии 9 ноября; прибыл в Архангельск 22 ноября

QP-4

отправился из Архангельска 29 декабря; рассеян в пути, прибыл 9 января 1942

PQ-4

отправился из Исландии 17 ноября; прибыл в Архангельск 28 ноября

PQ-5

отправился из Исландии 27 ноября; прибыл в Архангельск 13 декабря

PQ-6

отправился из Исландии 8 декабря; прибыл в Мурманск 20 декабря

1942

в СССР

из СССР

PQ-7a

отправился из Исландии 26 декабря; прибыл в Мурманск 12 января

QP-5

отправился из Мурманска 13 января; рассеян в пути, прибыл 19 января

PQ-7b

отправился из Исландии 31 декабря; прибыл в Мурманск 11 января

QP-6

отправился из Мурманска 24 января; рассеян в пути, прибыл 28 января

PQ-8

отправился из Исландии 8 января; прибыл в Архангельск 17 января

QP-7

отправился из Мурманска 12 февраля; рассеян в пути, прибыл 15 февраля

Объединенный PQ-9 и PQ-10

отправился Исландии 1 февраля; прибыл в Мурманск 10 февраля

QP-8

отправился из Мурманска 1 марта; прибыл в Рейкьявик 11 марта

PQ-11

отправился из Шотландии 14 февраля; прибыл в Мурманск 22 февраля

QP-9

отправился из Кольского залива 21 марта; прибыл в Рейкьявик 3 апреля

PQ-12

отправился из Рейкьявик Марта1; прибыл в Мурманск 1 марта

QP-10

отправился из Кольского залива 10 апреля; прибыл в Рейкьявик 21 апреля

PQ-13

отправился из Шотландии; прибыл в Мурманск 31 марта

QP-11

отправился из Мурманска 28 апреля; прибыл в Рейкьявик 7 мая

PQ-14

отправился из Шотландии 26 марта; прибыл в Мурманск 19 апреля

QP-12

отправился из Кольского залива 21 мая; прибыл в Рейкьявик 29 мая

PQ-15

отправился из Шотландии 10 апреля; прибыл в Мурманск 5 мая

QP-13

отправился из Архангельск 26 июня; прибыл в Рейкьявик 7 июля

PQ-16

отправился из Рейкьявик 21 мая; прибыл в Мурманск 30 мая

QP-14

отправился из Архангельска 13 сентября; прибыл в Шотландию 26 сентября

PQ-17

отправился из Рейкьявик 27 июня; рассеян в пути, прибыл 4 июля

QP-15

отправился из Кольского залива 17 ноября; прибыл в Шотландию 30 ноября

PQ-18

отправился из Шотландии 2 сентября; прибыл в Архангельск 21 сентября: первый конвой в сопровождении авианосца

RA-51

отправился из Кольского залива 30 декабря; прибыл в Шотландию 11 января 1943

JW-51A

отправился из Ливерпуля 15 декабря; прибыл в Кольский залив 25 декабря

JW-51B

отправился из Ливерпуля 22 декабря; прибыл в Кольский залив 4 января 1943:

FB

независимые суда без эскорта

1943

в СССР

из СССР

JW-52

отправился из Ливерпуля 17 января; прибыл в Кольский залив 27 января

RA-52

отправился из Кольского залива 29 января; прибыл в Шотландию 9 февраля

JW-53

отправился из Ливерпуля 15 февраля; прибыл в Кольский залив 27 февраля

RA-53

отправился из Кольского залива 1 марта; прибыл в Шотландию 14 марта

JW-54A

отправился из Ливерпуля 15 ноября; прибыл в Кольский залив 24 ноября

RA-54A

отправился из Кольского залива 1 ноября; прибыл в Шотландию 14 ноября

JW-54B

отправился из Ливерпуля 22 ноября; прибыл в Архангельск 3 декабря

RA-54B

отправился из Архангельска 26 ноября; прибыл в Шотландию 9 декабря

JW-55A

отправился из Ливерпуля 12 декабря 1943; прибыл в Архангельск 22 декабря

RA-55A

отправился из Кольского залива 22 декабря; прибыл в Шотландию 1 января 1944

JW-55B

отправился из Ливерпуля 20 декабря; прибыл в Архангельск 30 декабря: см. Бой у Нордкапа

RA-55B

отправился из Кольского залива 31 декабря; прибыл в Шотландию 8 января 1944

1944

в СССР

из СССР

JW-56A

отправился из Ливерпуля 12 января; прибыл в Архангельск 28 января

RA-56

отправился из Кольского залива 3 февраля; прибыл в Шотландию 11 февраля

JW-56B

отправился из Ливерпуля 22 января; прибыл в Кольский залив 1 февраля

RA-57

отправился из Кольского залива 2 марта; прибыл в Шотландию 10 марта

JW-57

отправился из Ливерпуля 20 февраля; прибыл в Кольский залив 28 февраля

RA-58

отправился из Кольского залива 7 апреля; прибыл в Шотландию 14 апреля

JW-58

отправился из Ливерпуля 27 марта; прибыл в Кольский залив 4 апреля

RA-59

отправился из Кольского залива 28 апреля; прибыл в Шотландию 6 мая

JW-59

отправился из Ливерпуля 15 августа; прибыл в Кольский залив 25 августа

RA-59A

отправился из Кольского залива 28 августа; прибыл в Шотландию 5 сентября

JW-60

отправился из Ливерпуля 15 сентября; прибыл в Кольский залив 23 сентября

RA-60

отправился из Кольского залива 28 сентября; прибыл в Шотландию 5 октября

JW-61

отправился из Ливерпуля 20 октября; прибыл в Кольский залив 28 октября

RA-61

отправился из Кольского залива 2 ноября; прибыл в Шотландию 9 ноября

JW-61A

отправился из Ливерпуля 31 октября; прибыл в Мурманск 6 ноября

RA-61A

отправился из Кольского залива 11 ноября; прибыл в Шотландию 17 ноября

JW-62

отправился из Шотландии 29 ноября; прибыл в Кольский залив 7 ноября

RA-62

отправился из Кольского залива 10 декабря; прибыл в Шотландию 19 декабря

JW-63

отправился из Шотландии 30 декабря; прибыл в Кольский залив 8 января 1945

1945

В СССР

Из СССР

JW-64

отправился из Шотландии 3 февраля; прибыл в Кольский залив 15 февраля

RA-63

отправился из Кольского залива 11 января; прибыл в Шотландию 21 января

JW-65

отправился из Шотландии 11 марта; прибыл в Кольский залив 21 марта

RA-64

отправился из Кольского залива 17 февраля; прибыл в Шотландию 28 февраля

JW-66

отправился из Шотландии 16 апреля; прибыл в Кольский залив 25 апреля

RA-65

отправился из Кольского залива 23 марта; прибыл в Шотландию 1 апреля

JW-67

отправился из Шотландии 12 мая; прибыл в Кольский залив 20 мая

RA-66

отправился из Кольского залива 29 апреля; прибыл в Шотландию 8 мая

RA-67

отправился из Кольского залива 23 мая; прибыл в Шотландию 30 мая

 

Опубликовано БНИЦ/Шпилькин С.В. по материалам Википедии



Важно знать о Норвегии Арктические конвои Второй мировой войны

Арктические конвои Второй мировой войны


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:


SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

Арктические конвои Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru