Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/Норвегия 1940 года/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:




Архитектурные памятники НорвегииВикингиНобелевские лауреаты
Знаменитые именаДаты истории НорвегииСтатьи
Эпоха викинговВеликие путешественникиИстория Норвегии - обзор
Норвегия в годы Второй мировой войны  

Норвегия 1940 года

8 апреля 1940 года Германия вторг­лась в Норвегию, опередив тем самым английские планы уничтожить нейтраль­ный в тот период порт Нарвик. Немец­кое наступление успешно развивалось. Какие-то шансы остановить его англича­не могли получить лишь с помощью авиа­ции. Из Англии в Норвегию могли выле­тать только тяжелые бомбардировщики «Веллингтон», «Уитли» и «Хемпден», и то при минимальной бомбонагрузке. Было решено перебросить в Норвегию одну истребительную эскадрилью Коро­левских ВВС. Выбор пал на 263-ю эскад­рилью, оснащенную «Гладиаторами». Эта эскадрилья была изначально сфор­мирована для отправки в Финляндию. Но Финляндия капитулировала раньше, чем англичане сумели вмешаться в ход конф­ликта. Кроме того, в расчет бралось то обстоятельство, что в Скандинавии уже находилось некоторое число «Гладиато­ров», поэтому проблем с запчастями и техническим обслуживанием самолетов должно было быть меньше. Весной 1940 года 263-я эскадрилья была единственной боеспособной частью на «Гладиаторах» на территории Великобритании. Другая эскадрилья - 247-я - в это время была раз­делена на звенья и прикрывала неболь­шие острова в Ла-Манше.

263-я эскадрилья была сформирова­на 2 октября 1939 года и дислоцировалась в Филтоне, летая на «Гладиаторах Mk I». В задачу эскадрильи входило ночное при­крытие Бристоля и южного Уэльса. Ко­мандир эскадрильи Дж.У. Доналдсон. В начале 1940 года часть перевооружили «Гладиаторами Mk II». 12 марта Финлян­дия капитулировала, и эскадрилья пере­шла к выполнению обычных заданий. После высадки немецких войск в Норве­гии, эскадрилью подняли по тревоге и приготовили для действий в Заполярье.

18 «Гладиаторов» перелетели в Скапа-Флоу 21 апреля. Позднее пилоты мор­ской авиации перегнали машины на па­лубу авианосца «Глориес». Один истре­битель из-за отказа двигателя упал в воду в 200 ярдах от корабля, к счастью пилота удалось спасти. Запасной самолет при­был 22 апреля. Пилоты 263-й эскадрильи прибыли на борт авианосца в тот же са­мый день. Это были командир эскадри­льи Дж.У. Доналдсон, флайт-лейтенант Р.С. Миллз, взводные офицеры Л.Р. Джейкобсен, С.Р. Макнамара, П.Х. Перди (канадец), М.А. Бентли, Карпентер, Уайетт-Смит, Хьюз, Маккензи, Ричарде, Крейг-Адамс, Хогг, сержанты Китченер, Уолл, Расселл, Милиган, Форест. 23 ап­реля авианосец вышел в море.

На следующий день, когда «Глориес» был уже в 150 милях от побережья Нор­вегии, «Гладиаторы» поднялись в воздух. Полет совершался в двух звеньях по 9 машин, ведомых пикирующими бомбар­дировщиками «Скуа». В качестве аэро­дрома использовалось замерзшее озеро Лесяског, расположенное в 80 км к вос­току от Аандалснес. Все самолеты при­землились на аэродроме в шестом часу вечера. Аэродром подготовила команда командира эскадрильи У. Стрейта, от­правленного туда ранее. С помощью местного населения англичане сумели рас­чистить поверхность льда от снега. Од­нако аэродром был крайне плохо осна­щен. Отсутствовали бензовозы, аккуму­ляторные тележки стояли без кислоты, на весь аэродром был только один оружей­ник. Какая-либо противовоздушная обо­рона отсутствовала, не было даже постов раннего оповещения. Отсутствовали и карты Норвегии, точнее, на 18 человек имелось всего четыре комплекта карт. Механиков тоже не было, пилотам при­ходилось самостоятельно готовить ма­шины к вылету. 25 апреля из-за крепких морозов на подготовку двух «Гладиато­ров» ушло более двух часов. Во время этих «приготовлений» над аэродромом появились пара немецких бомбардиров­щиков, сбросивших несколько бомб. До конца дня аэродром бомбило еще до 80 Не 111 и 8 Ju 88. Поскольку вся зенитная оборона аэродрома состояла из пяти пу­леметов и двух «Эрликонов», немцы без­наказанно сыпали бомбами. Пилоты пы­тались подготовить к вылету хотя бы не­сколько машин, несмотря на постоянные бомбардировки. Наземный персонал, незнакомый с данным типом самолетов и напуганный бомбардировками, почти не помогал пилотам. В 7:45 взводный офицер Перди занял место в кабине пер­вого подготовленного к вылету истреби­теля. Командир эскадрильи Доналдсон помогал ему запустить двигатель. В этот момент аэродром был атакован тройкой Не 111. Перди попытался взлететь. Близ­ко упавшая бомба вызвала пожар на са­молете. Перди успел выскочить из горя­щего истребителя, но получил ожоги. Двум другим «Гладиаторам» удалось взлететь. В тот же день Перди в ходе оче­редного налета занял место у зенитного пулемета и вел из него огонь. За мужество летчика представили к DFC.

Стало очевидно, что в таких услови­ях сохранить боеспособность эскадрильи не удастся. Пополнение боекомплекта и заправка одного самолета занимали пол­тора часа, поэтому истребители в основ­ном стояли на земле. Удалось выполнить только несколько коллективных вылетов, в том числе на прикрытие наземных час­тей. Потеряв на земле 10 машин, эскад­рилья сумела за сутки совершить 40 бое­вых вылетов. Пилоты заявили 6 подтвер­жденных и 8 вероятных побед.

26 апреля эскадрилья располагала только 5 исправными «Гладиаторами», которым пришлось покинуть изрытый бомбами аэродром. Самолеты продолжа­ли совершать вылеты, но уже без успеха. На следующий день кончился бензин.

Вечером летчики сожгли последние три исправных «Гладиатора». Ночью эскад­рилья погрузилась на транспорт «Дели-ус», на котором 1 мая вернулась в Скапа-Флоу. Как можно заметить, деятельность 263-й эскадрильи в Норвегии вряд ли можно признать успешной. Хотя летчи­кам удалось сбить несколько немецких самолетов, эскадрилья потеряла все свои 18 машин, причем почти все на земле. Это был тяжелый урок для английских штаб­ных работников. Оказалось, что «Глади­аторы» почти не могли выполнять свою главную задачу - прикрытие сухопутных войск, поскольку основные усилия тра­тились на защиту аэродрома. Однако лет­чикам удалось разработать эффективную тактику борьбы с бомбардировщиками противника. Истребитель заходил в атаку из пике, концентрируя огонь по каби­не, топливным бакам и двигателям бом­бардировщика. Использовавшаяся преж­де тактика атаки в горизонтальном по­лете из задней полусферы показала себя малоэффективной, так как требовала длительного обстрела противника. Мед­лительный «Гладиатор» не мог долго висеть на хвосте скоростных немецких бомбардировщиков.

Эта неудача привела к тому, что анг­личане эвакуировали гарнизон Трондхейма. Теперь союзники контролирова­ли только один Нарвик.

Вскоре эту же эскадрилью было ре­шено снова отправить в Норвегию, на этот раз для прикрытия Нарвика, где ан­глийские, польские, французские и нор­вежские части пытались овладеть пор­том, чтобы получить возможность эваку­ироваться из Норвегии.

263-я эскадрилья получила 18 новых «Гладиаторов» в Тернхаузе и 7 мая 221 человек наземного персонала на борту эсминца «Хробры» прибыло в Сврин на севере Норвегии. Через четыре дня уда­лось доставить все оборудование в бли­жайший аэродром Бардуфосс. Другая часть эскадрильи вместе с запасными пилотами прибыла в Норвегию на палу­бе эсминца «Собески» и добралась до Бардуфосса 20 мая. Самолеты, как и прежде, доставили на авианосце «Глориес». Авианосец вышел из Скапа-Флоу 14 мая. Эскадрильей по-прежнему командо­вал командир эскадрильи Доналдсон. Среди пилотов было 12 ветеранов преды­дущей операции, а также четверо нович­ков. Два звена, ведомые «Суордфишами», взлетели с палубы авианосца 21 мая. Во время перелета погода стремительно пор­тилась. Один «Свордфиш» потерял ори­ентацию, поэтому сам самолет и одна из ведомых им троек разбились в горах Co-рейса. Остальные машины вернулись на авианосец. 22 мая восемь «Гладиаторов» прибыло на аэродром Бардуфосс. До кон­ца дня летчики совершили 54 вылета. Крейг-Адамс сбил или, точнее, таранил одиночный Не 111, поскольку обломки его «Гладиатора» нашли в нескольких метрах от немецкого бомбардировщика. 23 мая прибыли остальные истребители с «Глориеса». Так на аэродроме оказа­лось 14 «Гладиаторов». Самолеты по од­ному совершали регулярные патрульные вылеты, пока сержант Уолл не провел 25-минутный бой с Do 17. Сержанту удалось в итоге сбить немецкий самолет, но из-за нехватки бензина англичанину пришлось прыгать с парашютом. Тогда было реше­но отправлять самолеты на вылет пара­ми, что должно было повысить эффектив­ность борьбы с бомбардировщиками. До 26 мая удалось перехватить три и не­сколько других бомбардировщиков. 25 мая был счастливым днем эскадрильи. В этот день пилоты сбили 3 Не 111, 2 Ju 52 и 2 Do 17.

27 мая «Гладиаторы» участвовали в эвакуации Рогнума. 29 и 30 мая недоста­точная активность гитлеровцев позволи­ла эскадрильи перевести дыхание и отре­монтировать поврежденные самолеты. Боеспособные машины в это время ата­ковали наземные цели. Было совершено 22 самолетовылета. С 31 мая «Гладиато­ры» вместе с «Харрикейнами» из 46-й эс­кадрильи прикрывали Нарвик, где со 2 июня шла эвакуация. Истребители 263-й эскадрильи совершили 55 самолето-выле­тов, а машины 46-й эскадрильи - 40. Уда­лось сбить девять самолетов противни­ка, из них семь записали на свой счет «Гладиаторы». В тот день взводный офи­цер Л.Р. Джейкобсон провел бой с восе­мью немецкими бомбардировщиками, сбив три Не 111. Еще один Ju 88 разбил­ся во время погони в горах, а один Не 111 получил тяжелые повреждения. В немец­ких документах есть свидетельство о по­тери сразу шести самолетов, однако ре­зультаты боя не до конца подтверждены.

На протяжении следующих трех дней стояла нелетная погода. 6 и 7 июня «Гла­диаторы» и «Харрикейны» прикрывали эвакуацию и уничтожение порта Нарви­ка. 8 июня поступил приказ об эвакуации эскадрилий. 10 «Гладиаторов» и пример­но то же число «Харрикейнов» перелете­ли на палубу авианосца «Глориес». Пи­лоты добровольно пошли на этот пере­лет, хотя самолеты не были оснащены крюками аэрофинишера, а летчики не имели опыта посадки на палубу. Тем не менее, желание спасти машины было сильнее страха попасть в аварию. Всего «Гладиаторы» совершили 389 самолето­вылетов, провели 69 боев, заявили 26 по­бед. «Харрикейны» 46-й эскадрильи со­вершили 249 самолето-вылетов и заяви­ли 11 побед. Часть пилотов возвращались на родину на борту других кораблей. «Глориес» в сопровождении эсминцев «Ардент» и «Акаста» пошел в Скапа-Флоу кратчайшим маршрутом, так как на корабле заканчивалось топливо. Палуба авианосца была загромождена севшими самолетами, поэтому корабль не мог вы­пускать в воздух и принимать машины. 8 июня английские корабли были перехва­чены немецкой эскадрой, в состав кото­рой входили линейные крейсера «Гнейзенау» и «Шарнхорст», а также тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». В 16:30 «Шарнхорст» открыл огонь по «Глориесу», а уже в 17:20 экипаж авианосца по­лучил приказ покинуть обреченный ко­рабль. Немцы потопили и оба эсминца. Из трех экипажей спаслось лишь 44 че­ловека, которых подобрал голландский траулер. Эсминцам удалось добиться все­го одного попадания в корму «Шарнхорста». Погибли все летчики 263-й эскад­рильи, в живых остались только те, что плыли на других транспортах. Это были флайт-лейтенант Гулль, флайт-лейтенант Миллз, взводный офицер Хьюз и сержан­ты Миллиган, Китченер и Уолл.

Всего в двух турах в Норвегию 263-я эскадрилья заявила около 40 побед. Толь­ко два «Гладиатора» были сбиты в боях.

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.



Важно знать о Норвегии Норвегия 1940 года


Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

на правах рекламы:

Норвегия

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» ( Prekestolen ) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.


Рекомендуем посетить:

Ссылки на полезные ресурсы:


SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics Counter

Норвегия 1940 года Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru