Бьярмия — легенды и действительность
Bjarmaland «Земля бьярмов» – территория на севере Восточной Европы, крайне противоречиво локализуемая исследователями: в Перми (Прикамье), Ярославском Поволжье, Карелии, на Кольском полуострове, в Восточной Прибалтике, в Нижнем Подвинье. Соответственно, не решен однозначно вопрос и об этнической принадлежности бьярмов (Bjarmar). Бьярмаланд с населяющими его бьярмийцами не встречается ни в одном древнерусском памятнике, если не считать указания В.Н. Татищева, что в летописи Иоакима, епископа Новгородского, Карелия именуется «Бярмией». Топоним, напротив, известен целому кругу скандинавских средневековых источников. Суммарно (по данным всех источников) топонимом Biarmia, Bjarmaland обозначаются обширные территории севера Восточной Европы, однако каждый источник (или группа источников), в силу традиции, говорит о своей Бьярмии, в более узком значении. По преимуществу Бьярмаланд помещается на Кольском полуострове и в западном Беломорье. Очевидно, что изначально топоним служил для обозначения всей западной половины Беломорья между реками Онега и Стрельна (или Варзуга). Видимо, эту область имеют в виду и договорные грамоты Новгорода с великими князьями в 1264 и 1304–1305 гг., когда называют между Заволочьем (в состав которого входило и нижнее течение Северной Двины) и Тре (Терским берегом, начинающимся к востоку от Варзуги) волость Колоперемь / Голопьрьмь, во второй части названия которой (-перемь) можно усмотреть тот же корень, что и в Beormas сообщения халогаландца Оттара (записанного в конце IX в. королем англосаксов Альфредом в его дополнении к переводу сочинения Орозия), и в Bjarmar сканди-навских источников. По мнению финского исследо-вателя К. Вилкуны, термин «пермь» мог возникнуть не как этноним, а как обозначение бродячих торговцев. Небольшое число саг, однако, связывает Бьярмаланд с рекой Виной (Vнna), отождествляемой большинством исследователей с Северной Двиной. Действительно нельзя исключать того, что в ряде случаев название Бьярмаланд могло применяться к низовьям Северной Двины. Изначальное «соединение» племен бьярмов и реки Вины (нередко выступающей в скальдических стихах в качестве метафорического обозначения реки вообще) было осуществлено скальдом Глумом Гейрасоном (ок. 940–985). Изменение семантики топонима Bjarmaland, по сравнению с рассказом Оттара и другими источниками, могло произойти в королевских сагах (наследующих этногеографическую номенклатуру скальдических стихов) и в сагах о древних временах (зачастую развивающих сюжеты саг королевских), вероятнее всего, как следствие соотнесения скальдической реки Вины с реальной рекой Северной Двиной, ставшего возможным в результате участившихся плаваний скандинавов в Белое море и их знакомства с Северной Двиной. Саги, как правило, описывают естественный для норвежцев северный морской путь в Бьярмаланд, говоря о пути «на север в Финнмарк и дальше вплоть до Бьярмаланда», называя в качестве промежуточных точек несколько островов у северо-западного побережья Норвегии и у побережья Финнмарка. В небольшом числе известий указывается на связь Бьярмаланда с древнерусскими землями. Анализ этих сведений в сагах показывает, что в источниках находит отражение факт знакомства скандинавов с путем из Беломорья в центральные русские земли. Кроме того, исландское географическое сочинение последней четверти XII в. с условным названием «Описание Земли I» (а также восходящее к нему в данной части сочинение XIV в. «Грипла») говорит о даннической зависимости Бьярмаланда от Гардарики (Руси).
Опубликовано: БНИЦ, Шпилькин С.В. Автор: Татьяна Джаксон Источник: издание «Россия-Норвегия. Сквозь века и границы» и «Norge-Russland. Naboer gjennom tusen år". ГМВЦ РОСИЗО 2004 год
Бьярмия — легенды и действительность
|