Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Россия - Норвегия/Истоки политизации "саамского вопроса" в России/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум



на правах рекламы:




рекомендуем посетить:


Истоки политизации "саамского вопроса" в России

9 августа 2012 года в Международный день коренных народов мира (International Day of the World's Indigenous People) активисты "саамского движения" в Мурманске попытались поднять "национальный саамский флаг" у зданий правительства Мурманской области и мэрии Мурманска. Однако им это не удалось вовсе не потому, что у флагштоков не было фалов. Представляется, что и в Мурманске политика потворства властей назойливым местным этническим антрепренерам заканчивается.

Флаг саамов, который собирались поднять в Мурманске, был разработан норвежкой Астрид Баль по инициативе тамошнего Саамского совета. Флаг официально признан "национальным флагом саамов" на 13-й Саамской конференции в городе Эре в Швеции 13-15 августа 1986 года и впервые поднят там 14 августа. Тогда же был принят "саамский национальный гимн" - "Песня саамского рода" Исака Сабы.

Наши предки победили

всех злодеев в старину,

и мы должны бороться, братья,

упрямо с угнетателем!

Народ, ты крепкий, рожденный солнцем!

Враги тебя не победят,

язык свой только золотой храни, и предков древних слог запомни:

саамам Саамскую Страну!

На основании этого текста можно подумать, что саамы (русское историческое название - лопари) - это весьма воинственный народ. В 1852 году группа саамов в норвежском городе Каутокейно убила владельца лавки спиртных напитков, подожгла саму лавку, дом священника и полицейский участок. Двоих бунтовщиков тогда норвежцы казнили, пятеро осужденных умерли в тюрьме. История не знает практически других случаев бунта лопарей в разделенной границами арктической Лапландии.

Сейчас общая численность саамов на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и Российской Федерации не превышает 50 тысяч человек, однако российские саамы, населяющие преимущественно северо-восток Кольского полуострова, составляют лишь небольшую их часть. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность саамов в России составляла 1771 человек. Из этого числа городское население - 787 человек, сельское - 984. Последние в большинстве своем проживают в районе села Ловозеро в Мурманской области, являющегося центром культурной жизни саамов в России. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные, работает Саамский национальный культурный центр. Численность саамов в Российской империи, СССР и России остается примерно на одном уровне уже на протяжении более ста последних лет: в 1897 году - 1812 человек, в 1959 году - 1792 человека, в 2002 году - 1991 человек.

В книге "Кольские саамы в меняющемся мире" (М., 2008) отмечено, что языковая ассимиляция у российских саамов составляет 50,79%. Таким образом, половина саамов саамским языком не владеют или знают его слабо. Однако это обстоятельство не мешает им самоидентифицировать себя в качестве саамов. В 2005 году 88% всех опрошенных учащихся учебных заведений села Ловозеро назвали своим родным языком русский. Результаты проведенного социологического исследования показали, что саамы села Ловозеро практически ничем не отличаются от представителей окружающих их национальностей.

Рассеянное обитание саамов на огромных пространствах Лапландии не способствовало их культурной и языковой общности, тем более, что они оказались разделенными границами. В настоящее время лингвисты определяют девять существующих саамских диалектов, между которыми образовались настолько большие различия, что взаимопонимание между их носителями сильно затруднено. Финские языковеды считают их отдельными языками. Шесть из этих диалектов имеют в настоящее время собственные нормы литературных языков. Как бы там ни было, но на съездах в России и Норвегии норвежские саамы общаться с российскими прямо, без синхронного переводчика с русского на норвежский, не могут. Тем не менее саамские активисты в России сейчас утверждают: "Саамы - это "транснациональный народ, имеющий общие культурные ценности", "у саами нет разделения на "ваши " и "наши". Мы единый народ".

Отправной точкой нынешней политизации "саамского вопроса" в России в его трансграничном исполнении следует считать 1993 год, когда в Киркенесе 11 января министрами иностранных дел России, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии была подписана "Декларация о сотрудничестве в Баренцевом евроарктическом регионе". В дополнение к основному межгосударственному документу о создании Баренцева трансграничного региона (БЕАР) руководители Архангельской и Мурманской областей подписали тогда протокол о создании Баренцева регионального совета. Вместе с ними означенный документ подписали представители норвежских губерний Финмарк, Тромс и Нурланд, финской Лапландии, шведской Норботтен. В тексте этого документа в русском переводе содержалось обязательство "принимать во внимание интересы коренных народов и обеспечивать их активное участие в многостороннем развитии региона". Руководители российских регионов не возражали, когда помимо глав норвежских, финского и шведского регионов, означенный документ в качестве правомочного представителя подписал еще и представитель т. н. "Саамского парламента" Норвегии. Это создавало прецедент признания подобного учреждения россиянами.

В 1997 году в Уставе Мурманской области РФ было определено: "саамы - коренной народ Кольского Севера" (§2 статьи 21.1). Таким образом, законодатели Мурманской области ввели в региональное законодательство понятие "коренной народ", не признанное Российской Федерацией. Под "коренным народом" в международном законодательстве понимаются потомки тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации (Конвенция МОТ № 169. ст. 1. § 1 b).

Введение понятия "коренной народ" в региональное законодательство создавало формальный повод для политизации в будущем проблемы саамов. Оставалось только эту проблему создать. Сейчас активисты саамского движения из-за возникшей коллизии с определением могут ссылаться одновременно на нормы международного и внутригосударственного права.

"Культурная деятельность" Норвегии через созданные ей на местах в Российской Федерации и в Мурманской области, в частности, структуры Баренцева региона сформировала со временем кружок активистов. Вся внешне шумная активность в "саамском вопросе" в Мурманской области является, на самом деле, продуктом деятельности десятка человек - этнических антрепренеров.

От культурной работы кружок активистов перешел к политической деятельности в 2008 году. "Причиной активизации саамских организаций в отношении создания выборного органа народного представительства является интенсивный процесс развития промышленных добывающих предприятий, туристических компаний и др. коммерческих организаций на территории Мурманской области, которые представляют определенную угрозу традиционным видам природопользования саамов (оленеводство, рыболовство, охота, сбор дикоросов). Исчезновение традиционных саамских видов деятельности повлечет за собой и исчезновение саамов как самобытного этноса", - писала тогда по этому поводу активист "саамского движения" Валентина Совкина. Таким образом, саамские активисты увидели в политической деятельности лично для себя существенный материальный бонус - природную ренту.

Совкина и ее кружок из "Ассоциации кольских саамов" (АКС) и "Общественной организации саамов Мурманской области" (ООСМО) выступили за создание выборного политического саамского органа - т. н. "Саамского парламента", который бы работал с "саамскими вопросами" на всех государственных уровнях, выбирался бы саамами, и распускался бы только ими.

27 апреля 2008 года саамским активистам на заседании Координационного совета при государственном областном учреждении "Мурманский центр народов Севера" при администрации Мурманской области удалось утвердить инициативную группу по созданию "саамского парламента" под председательством Валентины Совкиной. Инициативную группу составили члены МООО "Ассоциация Кольских саамов" и "Общественной организации саамов Мурманской области". Координационный совет на этом заседании был объявлен высшим политическим органом власти саамов Мурманской области до проведения Съезда саамов. Однако руководитель ГОУ после этого распустил весь совет.

Новоявленные "племенные вожди" - активисты-общественники, как это часто водится в современной России, рассорились из-за инициативы Совкиной. Группа, управляющая Ловозерской национальной культурной автономией, выступила против инициативы Совкиной по созданию независимого от властей "парламента". Они высказались за саамский орган, который бы работал при правительстве области. В конечном итоге, вместо ГОУ "Мурманский центр народов Севера" был создан Центр коренных малочисленных народов Севера.

Тем временем другой процесс в апреле 2008 года был запущен. 14 декабря 2008 года в городе Оленегорске Мурманской области был проведен Первый съезд саамов. Съезд был профинансирован из государственных бюджетных средств Мурманской области. На первом Съезде саамов был избран Совет уполномоченных представителей саамов Мурманской области (СУПС МО), который рассматривался активистами в качестве прототипа представительного органа саамского народа. Председателем СУПС МО стала все та же Валентина Совкина.

11-12 декабря 2010 года в Мурманске прошел Второй Съезд саамов Мурманской области, который избрал на этот раз "временный представительный орган саамского народа - Саамский Парламент - Куэлэдагк Соббар". В сообщениях в СМИ о съезде было объявлено, что это новый СУПС, но в постановлении съезда этот орган значился как "саамский парламент". Его задачей является представительство "коренного малочисленного народа Мурманской области - саами в федеральных, региональных и муниципальных органах власти России и за рубежом в переходный период, т. е. до избрания Парламента, наделенного полномочиями на постоянной основе". В состав "Саамского парламента" избрано девять человек. Особую активность сейчас проявляют: председатель "парламента" Валентина Совкина, руководитель некоммерческой организации "Фонд саамского наследия и развития" Андрей Данилов, бывший президент "Ассоциации кольских саамов" Нина Афанасьева, библиотекарь из поселка Ревда Нина Ежова. Данилов и Афанасьева являются заместителями Совкиной. С точки зрения саамской "трансграничности", весьма характерно полное название самопровозглашенного учреждения: "Саамский парламент Кольского Полуострова" (Куэллнэгк нёарк Самь Соббар)". "Кольского полуострова" - а не "Мурманской области", как, казалось, следовало бы.

На II съезде было принято подготовленное активистами обращение к губернатору и в Областную Думу. В нем они предлагали подготовить и принять в законодательство региона, "регулирующее отношения по статусу постоянного представительного органа саамского народа (парламента), его избранию и функционированию". "Саамский парламент" потребовал от губернатора предоставить ему постоянное "на безвозмездной основе" помещение. С начала 2011 года представители самопровозглашенного "саамского парламента" добиваются встречи с губернатором Мурманской области, резонно полагая, что факт этой встречи должен быть расценен как признание их учреждения. На днях активист "саамского движения" Данилов послал письмо президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой помочь организовать встречу губернатора Мурманской области с "саамской общественностью", включая "Саамский парламент Кольского полуострова".

Учреждение, высокопарно именуемое "Саамским парламентом", так называется по причине перевода с английского скандинавских учреждений. На самом деле, учреждение, созданное в 1973 году в Финляндии, носило название "Sámediggi". Норвежское название "Sametinget", что правильней было бы перевести на русский как "Саамское собрание" или "Саамская ассамблея". Для сравнения парламент Норвегии именуется "Stortinget" - "Большая ассамблея". Подобного рода учреждения были созданы в 1989 году в Норвегии, в 1993 году в Швеции. В скандинавских странах эти "саамские парламенты", на самом деле, имеют слабое политическое влияние. Реалии весьма далеки даже от автономии. Скорее, это общественные организации, занимающиеся культурными вопросами, но с солидными бюджетами, обусловленными экономическими возможностями этих богатых стран. Бюджет саамского парламента Норвегии в 2008 году составлял 311 млн. крон ($55,24 млн.).

Прецедент с продвигаемым сейчас из Норвегии в Россию "саамским парламентом" недопустим для нашей страны по двум причинам. Во-первых, из-за многонационального характера нашей Родины. В случае продвижения проекта на 80% территории страны, объявленной в категориях международного права "завоеванной" и "оккупированной", утвердится две сотни ассамблей "голодных" провинциальных общественников-активистов. Это прямой путь к провоцированию "национального вопроса" и развалу кризисной российской государственности. И, во-вторых, в частном случае Мурманской области создание "саамского парламента" недопустимо из-за трансграничного характера деятельности саамских активистов в этом стратегически ключевом регионе Российской Федерации. Гипотетически можно представить себе ситуацию, что "Саамский парламент" Мурманской области объединится в ближайшем будущем с "саамскими парламентами" Норвегии, Швеции, Финляндии в "Федерацию саамского народа", которая потребует себе затем представительства в Совете Европы и ООН. Заметим, что Норвегия сейчас совсем по другому направлению предлагает российскому МИДу снять сухопутную границу между двумя странами для создания общей "Поморской экономической зоны". Отметим то обстоятельство, что за 20 лет существования Баренцева региона норвежцы не создали в российском секторе ни одного крупного промышленного совместного комплекса. Почему они предлагают сделать это сейчас, когда по другому направлению через свой саамский Sameting они оказывают прямую поддержку саамским активистам, претендующим на контроль над всей территорией Мурманской области?

В феврале 2012 года ко II съезду коренных народов Баренцева региона в Киркенесе (Норвегия) активисты "саамского движения" в Мурманске сформулировали следующие политические требования к российским властям:

• Разработать региональный закон "О саамах";

• Продолжить работу по составлению Реестра саамов;

• В местах проживания саамов создать структурные подразделения, в виде Советов при Администрации муниципалитетов;

• Утвердить - вся Мурманская область - территория проживания саамов.

Активисты саамского движения призвали саамские парламенты Швеции, Норвегии и Финляндии через Саамский парламентский Совет к оказанию необходимой поддержки для создания избираемого представительного политического органа саамов в России.

В ответ на их "призывы" II съезд коренных народов Баренцева региона в Киркенесе постановил: "Поддержать усилия Ассамблеи саамов Мурманской области по налаживанию партнерских отношений с региональным правительством для поддержки устойчивого развития коренных народов в Мурманской области. Рекомендовать правительству Мурманской области поддержать деятельность Саамского парламента Мурманской области. Настоятельно призвать правительства БЕАР поддержать активность коренных народов БЕАР в строительстве их органов самоуправления, повышать их потенциал и обмениваться опытом в этой области".

Помимо этого, Киркенесский съезд 2012 года призвал федеральное правительство Российской Федерации привести федеральное законодательство в соответствие с положениями международного права о "коренных народах", а также гарантировать представительство "коренных народов" в институтах государственной власти РФ на федеральном и региональном уровнях. Федеральным и региональным правительствам в Российской Федерации, по мнению съезда, следует создать парламентские советы или ассамблеи для представителей "коренных народов" для развития их участия в политической деятельности.

Таким образом, самопровозглашенный "Саамский парламент" был создан и действует в нарушение норм законодательства Российской Федерации. Саамские активисты в своей деятельности в рамках этого учреждения в России руководствуются непризнанными нормами "международного права". А организованный норвежцами Киркенесский съезд в своих резолюциях начинает подобную деятельность поддерживать, ссылаясь на "право самоопределения" от ООН.

Саамская активистка Совкина стала использовать положение члена рабочей группы коренных народов БЕАР для выведения политизированного ей "саамского вопроса" на международную арену. Как следствие этого, 21 января 2011 года депутаты Европарламента в ходе обсуждения европейской политики в отношении Арктики выразили обеспокоенность необходимостью укреплять культурные и лингвистические права российских саамов.

19 мая 2011 года Совкина выступила с заявлением на заседании 10-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов в Нью-Йорке. В обращении от имени "Саамского парламента" она потребовала от властей РФ соблюдать право коренных народов на самоопределение. В связи с этим Совкина обратилась от имени "Саамского парламента" к Постоянному форуму ООН с заявлением, в котором "представительный орган" кольских саамов призвал Российскую Федерацию к соблюдению прав "коренных народов" на "самоопределение", закрепленных в статьях 18-ой и 19-ой Декларации ООН о правах коренных народов, и в статье 5-ой Конституции РФ.

Активисты саамского движения стали отмечать в Мурманске 6 февраля "Международный день единения саамского народа", представляя себя "вымирающим народом". В 2011 году во время очередной акции подобного рода Совкина заявила: "Нельзя позволять нас использовать как музейные экспонаты, как представителей человеческого зоопарка. Мы еще живы и наши олени тоже". Валентина Совкина не стесняется своего саамского происхождения: она практически всегда одета в национальную одежду и даже на ежедневнике у нее саамский флаг, - сообщает нам местная пресса. Разумеется, Совкина - местный этнический антрепренер полагает, что этническая культура саамов заложена у нее на "генетическом уровне".

Этнизированную политическую деятельность саамских активистов в Мурманске поддержали в России деятели "внесистемной оппозиции". В Москве, в частности, это сделал Гарри Гаспаров. Поддерживаемое из вне России "саамское движение" стало встраиваться в "оранжевую революцию".

Требование "саамского парламента" признать местом "традиционного проживания коренного народа саамы" всю Мурманскую область обусловлены желанием получать этнические преференции. Активисты саамского движения предполагают обязать все промышленные предприятия, осуществляющие разработку недр на Кольском полуострове, платить ренту в специально созданный саамский фонд. Пошлинами в свою пользу они предлагают обложить все транспортные перевозки по территории Мурманской области, включая пассажирский и общественный транспорт, а в воздушном пространстве - авиационное сообщение. Себе саамские активисты заранее определили роль распорядителей этого фонда.

Псевдоэтнический конфликт в Мурманской области искусственно раздувается сейчас вокруг существующих квот на природопользование. В частности, саамам, как "коренному малочисленному народу", в 2011 году федеральным центром была выделена квота на лов 300 тонн трески, 75 тонн пикши, 9,5 тонн сига и 3 тонн ряпушки. Эту рыбу можно продавать, но можно торговать и квотами. Квоты предназначены саамам, проживающим компактно в местах своего традиционного природопользования, т. е. в Ловозерском, Кольском, Ковдорском и Терском районах. К лету 2011 года саамские активисты спровоцировали шумный конфликт вокруг квот. Посредник, оформлявший документы за граждан на квоты, намеренно оформил их неправильно. Из-за формального подхода чиновников рыбохозяйственного комплекса и крайнего срока подачи заявок сотни саамов в тот год квот не получили. За провокацией последовали шумные для СМИ демонстрации активистов в Мурманске под лозунгом: "Мы хотим есть нашу рыбу". Совкина потребовала от властей распространить "рыбную квоту" и на саамов, проживающих в городах и не ведущих "традиционный образ жизни", под предлогом того, что ее саамская генетика требует "традиционного питания". Так требование коллективных этнических прав, когда дело доходит до индивидуального уровня, приобретает, с гражданской точки зрения, да и простого здравого смысла, абсурдный характер.

В случае с саамскими активистами статус "коренного и малочисленного народа" в России показался им недостаточен. Они, по указанию из Норвегии, стали практически применять к своей деятельности статус "коренного народа" в "международных категориях права" и шумно требовать от местных и федеральных властей преференций. Квази-конфликтную ситуацию, которую они сами же создали, саамские активисты-общественники вынесли на международный уровень. Здесь необходимо обратить внимание на то, какие последствия для национальных отношений и гражданственности в нашей стране имеет это привнесенное извне в нашу, надо честно признать, весьма невысокую, правовую культуру во времена перестройки понятие "indegenous" - "коренной". На Русском Севере мы все чаще и чаще слышим:"я - коренной саам", "я - коренной ненец", "я - коренной коми" и т. д. В итоге, этим разделением и претензией на коллективные этнические права подрывается еще не сложившаяся в России гражданская нация. Решающую роль в провоцировании "саамского вопроса" в России сыграла враждебная деятельность норвежцев через структуры созданного ими Баренцева региона. У ненцев норвежцам, несмотря на все их усилия, пока не удалось создать такого рода "актив", как у саамов. Поэтому и "ненецкого национального вопроса" на Русском Севере пока нет.

 

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: ИА REGNUM Автор: Дмитрий Семушин

 



Важно знать о Норвегии Дмитрий Семушин: Истоки политизации "саамского вопроса" в России


30. 06.2015
30 июня в истории Норвегии 30 июня в истории Норвегии

30 июня 1921 - родилась Гунвор Хофмо, норвежская поэтесса, крупнейший представитель модернизма в национальной литературе. ... »

29. 06.2015
29 июня в истории Норвегии 29 июня в истории Норвегии

29 июня 1194 - Сверрир Норвежский коронован на норвежский престол ... »

28. 06.2015
28 июня в истории Норвегии 28 июня в истории Норвегии

28 июня 1319 - Норвегия заключила личную унию со Швецией. ... »

27. 06.2015
27 июня в истории Норвегии 27 июня в истории Норвегии

27 июня 1931 - Председатель норвежской арктической торговой компании Халвард Деволд поднял норвежский флаг в посёлке Мигбукта/Земля Эрика Рыжего. ... »

26. 06.2015
26 июня в истории Норвегии 26 июня в истории Норвегии

26 июня 1953 - родился Петер Норманн Воге – норвежский славист, философ, культуролог, журналист и писатель. ... »

25. 06.2015
25 июня в истории Норвегии 25 июня в истории Норвегии

25 июня 1945 - к власти пришло правительство Эйнара Герхардсена. ... »

24. 06.2015
24 июня в истории Норвегии 24 июня в истории Норвегии

24 июня 1893 - началась экспедиция на судне «Фрам» под командованием Фритьофа Нансена ... »

23. 06.2015
23 июня в истории Норвегии 23 июня в истории Норвегии

23 июня 1991 - в Тронхейме, в Нидаросском соборе, прошла официальная церемония коронации короля Харальда V и королевы Сони ... »

22. 06.2015
22 июня в истории Норвегии 22 июня в истории Норвегии

22 июня 1906 - в Нидаросском соборе состоялась коронация Короля Хокона и Королевы Мод ... »

21. 06.2015
21 июня в истории Норвегии 21 июня в истории Норвегии

21 июня 1980 - родился Йон Арне Семундсет Риисе, норвежский футбольный защитник ... »


 Страницы 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  >> Всего: 25809 
 

rss новости на norge.ru Обсудить на форуме Архив новостей Все новости »

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига

реклама на сайте:


Рекомендуем посетить:


SpyLOG Rambler's Top100 Рейтинг www.intergid.ru Каталог-Молдова - Ranker, Statistics

Истоки политизации "саамского вопроса" в России Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru