Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Россия - Норвегия/Поездка Сергея Дягилева в Норвегию/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаРОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальные особенностиСудебная системаПравовая система
Экономика НорвегииСтатистикаЭкология
Статьи о НорвегииРелигия и церковь НорвегииВнешняя политика
Лицом к лицуСобытияВладения Норвегии
Политические партии Норвегии и политикиНорвежский бизнесКоролевский Дом
Норвежский язык Россия - Норвегия Cаамы
Профсоюзное движение 

Поездка Сергея Дягилева в Норвегию

Искусство Скандинавии добилось в 1890-е годы большого международного признания в значительной степени благодаря успеху в Париже норвежского художника Фрица Таулова и шведа Андерса Цорна. Скандинавская литература и музыка, представленные произведениями Генрика Ибсена, Бьёрнстьерне Бьёрнсона, Августа Стриндберга и Эдварда Грига, пользовались популярностью у русской публики;
в то же время изобразительное искусство Скандинавии было известно в значительно меньшей степени.
Летом 1897 г. Сергей Дягилев, которому тогда
было всего двадцать пять лет и который впоследствии приобрел широкую известность как создатель леген-
дарных «Русских сезонов» в Париже в 1909–1914 гг., предпринял трехнедельную поездку по Норвегии, Швеции и Дании для изучения современного изоб-
разительного искусства Скандинавии. Поездка была связана с подготовкой к грандиозному показу нор-
вежского, шведского и датского искусства, организо-
ванному Дягилевым осенью 1897 г. по поручению Императорского общества поощрения художеств
в Санкт-Петербурге. Им был также написан девят-
надцатистраничный очерк «Современная сканди-
навская живопись», опубликованный в петербургском журнале «Северный вестник» в ноябре 1897 г. Это
был своего рода комментарий к выставке, нечто совершенно новое, неизвестное ранее ни в норвежской, ни в русской истории искусства.
Первый контакт между Сергеем Дягилевым (1872–1929) и норвежскими художниками, о котором сохранились документы, состоялся летом 1895 г.
в курортном городке Дьепе, расположенном на фран-
цузском побережье Ла-Манша. Пребывая на своей фешенебельной вилле, художник Фриц Таулов (1847–1906) писал 12 августа более молодому другу
и коллеге Эрику Вереншёллю (1855–1938), нахо-
дившемуся в это время в местечке Квитесейд
в Телемарке: «Ко мне приезжали русские. Один
из них – молодой богатый человек – занят созданием художественной галереи в Петербурге. Он разъезжает повсюду и отбирает лучшие произведения. Он очень умен и интеллигентен и обладает прекрасным вкусом. Он просил узнать у тебя, не пришлешь ли ты ему картину ценой в тысячу франков. Ты сам можешь выбрать сюжет, размер и срок доставки. Я готов поручиться за этого человека. Его адрес: Сергей Дягилев, Санкт-Петербург, Фонтанка 24.».
Сергей Дягилев, молодой дворянин родом
из уральского города Пермь, проживал в это время
в Санкт-Петербурге. Он был элегантным эстетом
и музыкантом и вращался в среде художников
и деятелей искусства, создавших в 1898 г. объединение (и журнал) «Мир искусства». Летом Дягилев обычно отправлялся путешествовать по Европе, чтобы быть
в курсе всего происходящего в области изобрази-
тельного искусства и музыки. Вероятно, при подобных обстоятельствах он и купил три пейзажа Фрица Таулова, от которых был в большом восторге. Эрик Вереншёлль принял предложение Сергея Дягилева
и отправил ему полотно «Летний вечер в Квитесейде» (1895 г.), которое в настоящее время находится
в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Дягилеву картина очень понравилась, и он послал Вереншёллю письмо на французском языке с выражением благо-
дарности. Из сохранившихся пяти его писем худож-
нику это было первым.
Эрик Вереншёлль является одним из крупнейших представителей изобразительного искусства стран Севера. Он, как и Фриц Таулов, был удостоен звания кавалера французского ордена Почетного легиона. Весной 1895 г. Эрик Вереншёлль написал серию портретов норвежского писателя Генрика Ибсена,
один из которых с большим успехом демонстриро-
вался на состоявшейся недавно выставке в городе Гент. В последние годы своей жизни летом он писал полные настроения пейзажи и сцены из деревенской жизни Квитесейда, маленького далекого местечка в Телемарке, добираться до которого после постройки Телемарк-
ского канала стало гораздо проще водным путем.
Весной 1897 года Сергей Дягилев по поручению Императорского общества поощрения художеств
в Санкт-Петербурге должен был организовать большую выставку современного изобразительного искусства стран Севера. Тем летом в Стокгольме проходила крупная художественно-промышленная выставка, посетив которую Дягилев приобрел солидные знания о современном искусстве Норвегии, Швеции и Дании. Он также совершил поездку
в поселок Мура в провинции Даларна в Швеции,
где нанес визит знаменитому шведскому художнику Андерсу Цорну. Из Стокгольма Сергей Дягилев отправился в Кристианию с рекомендательным письмом от шведского «принца-художника» –
принца Евгения, – чтобы встретиться там с Эриком Вереншёллем. Однако как раз в это время Вереншёлль находился в Квитесейде. Он работал над иллюстра-
циями к «Кругу земному» Снорри Стурлусона. Тогда русский путешественник двинулся дальше, через
город Шиен и по Телемаркскому каналу добрался
до Квитесейда, куда он прибыл на пароходе в поне-
дельник 26 июля 1897 г. Двадцатипятилетний русский гость и его хозяин, сорокадвухлетний норвежский художник, до глубокой ночи оживленно беседовали по-французски. Они обсуждали, какие норвежские картины следовало бы отобрать для предстоящей выставки в Санкт-Петербурге. Вереншёлль взялся содействовать Дягилеву в получении ссуды. На сле-
дующий день Сергей Дягилев возвратился в Кристиа-
нию, где провел переговоры с Национальной галереей и осмотрел несколько частных коллекций. Дягилеву очень понравился дом Эрика Вереншёлля в Люсакере (предместье Осло), где он был сердечно принят супругой Вереншёлля, Софией, которая помогла
ему отобрать ряд работ для выставки. Посещение русского произвело большое впечатление на четыр-
надцатилетнего Вернера, сына художника. Он всю жизнь заботливо хранил расписную деревянную ложку, подаренную ему Дягилевым. Теперь эта ложка хранится у автора этой статьи.
Выставка скандинавского искусства, организован-
ная Сергеем Дягилевым, была торжественно открыта в субботу 11 (23) октября 1897 г. в роскошном помещении Императорского общества поощрения художеств на Большой Морской улице, в доме номер 38, недалеко от Исаакиевского собора, в самом сердце Санкт-Петербурга. На выставке было представлено 289 работ семидесяти четырех художников, из кото-
рых 27 были норвежцами, 27 – датчанами и 20 – шведами. Выставка была открыта в течение месяца
и явилась большим общественным событием в жизни российской столицы. Среди норвежских художников выделялись Фриц Таулов, Эрик Вереншёлль, Кристиан Скредсвиг, Герхард Мюнте и Кристиан Крог. На выставке экспонировались картины, выполненные маслом, а также акварели и рисунки. Там были работы и таких норвежских художников, как Якоб Глёэрсен, Ханс Хейердал, Ларс Юрде, Эйлиф Петерсен, Отто Синдинг и Густав Венцель. Среди отобранных Сергеем Дягилевым было одно полотно Эдварда Мунка. Картина Мунка, а также работы Оды Крог и отчасти Герхарда Мюнте, выз-
вали на выставке самые противоречивые отклики.
С наибольшим восторгом был встречен Андерс Цорн, который уже в то время служил примером для многих русских художников. Большим успехом у прессы
и публики пользовались также работы Фрица Таулова, Эрика Вереншёлля и шведского принца Евгения.
Множество статей и рецензий, посвященных выставке, было опубликовано в российских газетах
и журналах. В большинстве из них выставке дава-
лась положительная оценка, но отмечалась разница
в качестве работ и неровность в их отборе. Исключение составил влиятельный журнал «Нива», напечатавший статью, в которой говорилось, что выставка потерпела фиаско у публики, и что она представляла опасность для молодых русских художников, поскольку на ней было выставлено много работ, выполненных в духе импрессионизма, символизма, мистицизма и японизма, а это являлось отклонением от недавно утвердившегося в России реализма.
В опубликованной в ультралиберальном журнале «Северный вестник» в ноябре 1897 г. статье Сергей Дягилев дает исчерпывающий сопоставительный анализ современного изобразительного искусства Норвегии, Швеции и Дании. С особой симпатией
он пишет об Эрике Вереншёлле, начиная свою статью с описания его личности, его дома и его работ и по-
свящая ему многие страницы. Дягилева привели
в восхищение иллюстрации Вереншёлля, которые
он ставит в один ряд с лучшими образцами этого жанра в мировом искусстве. Большое внимание уделяет Дягилев также положительно оцениваемым им работам норвежца Фрица Таулова, шведских художников Андерса Цорна и Бруно Лильефорса
и датчанина Вильгельма Хаммерсхоя.
В первой тетрадке своего журнала «Мир искусства» в ноябре 1898 г. Сергей Дягилев опубликовал снаб-
женную иллюстрациями статью, посвященную рисун-
кам Эрика Вереншёлля к «Кругу земному» Снорри Стурлусона, частично написанную им самим. В 1901 г. Дягилев опубликовал ряд иллюстраций Вереншёлля
к народным сказкам. Спустя год он издал приложение к журналу «Мир искусства», в котором поместил
52 книжные иллюстрации норвежских, шведских
и датских художников, особенно полно представив творчество Э. Вереншёлля, А. Цорна и В. Хаммерсхоя.
Усилия Дягилева по пропаганде произведений художников северных стран нашли ощутимое отра-
жение в русском изобразительном искусстве. Влияние Вереншёлля признавал иллюстратор сказок Иван Билибин. Викингские мотивы можно проследить
в работах Николая Рериха и Василия Кандинского, относящихся к времени ок. 1901–1906 гг. Они навеяны иллюстрациями Э. Вереншёлля и Г. Мюнте к «Кругу
земному» Снорри Стурлусона. Русский художник Василий Кандинский, ныне всемирно известный создатель абстрактного искусства, всячески пытался привлечь Вереншёлля в 1901 г. в Мюнхене к участию во второй выставке объединения художников «Phalanx». Причину этого следует искать в востор-
женных публикациях Сергея Дягилева в журналах «Северный вестник» и «Мир искусства». К сожа-
лению, Эрик Вереншёлль отклонил предложение, видимо потому, что имя человека, приглашавшего
его принять участие в выставке, было ему тогда неизвестно.

 
Автор: Марит Вереншёлль

Опубликовано: БНИЦ, Шпилькин С.В.



Важно знать о Норвегии Марит Вереншёлль: Поездка Сергея Дягилева в Норвегию и выставка норвежского искусства в Санкт-Петербурге в 1897 году


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Поездка Сергея Дягилева в Норвегию Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru