Поездка Сергея Дягилева в Норвегию
Искусство Скандинавии добилось в 1890-е годы большого международного признания в значительной степени благодаря успеху в Париже норвежского художника Фрица Таулова и шведа Андерса Цорна. Скандинавская литература и музыка, представленные произведениями Генрика Ибсена, Бьёрнстьерне Бьёрнсона, Августа Стриндберга и Эдварда Грига, пользовались популярностью у русской публики; в то же время изобразительное искусство Скандинавии было известно в значительно меньшей степени. Летом 1897 г. Сергей Дягилев, которому тогда было всего двадцать пять лет и который впоследствии приобрел широкую известность как создатель леген- дарных «Русских сезонов» в Париже в 1909–1914 гг., предпринял трехнедельную поездку по Норвегии, Швеции и Дании для изучения современного изоб- разительного искусства Скандинавии. Поездка была связана с подготовкой к грандиозному показу нор- вежского, шведского и датского искусства, организо- ванному Дягилевым осенью 1897 г. по поручению Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Им был также написан девят- надцатистраничный очерк «Современная сканди- навская живопись», опубликованный в петербургском журнале «Северный вестник» в ноябре 1897 г. Это был своего рода комментарий к выставке, нечто совершенно новое, неизвестное ранее ни в норвежской, ни в русской истории искусства. Первый контакт между Сергеем Дягилевым (1872–1929) и норвежскими художниками, о котором сохранились документы, состоялся летом 1895 г. в курортном городке Дьепе, расположенном на фран- цузском побережье Ла-Манша. Пребывая на своей фешенебельной вилле, художник Фриц Таулов (1847–1906) писал 12 августа более молодому другу и коллеге Эрику Вереншёллю (1855–1938), нахо- дившемуся в это время в местечке Квитесейд в Телемарке: «Ко мне приезжали русские. Один из них – молодой богатый человек – занят созданием художественной галереи в Петербурге. Он разъезжает повсюду и отбирает лучшие произведения. Он очень умен и интеллигентен и обладает прекрасным вкусом. Он просил узнать у тебя, не пришлешь ли ты ему картину ценой в тысячу франков. Ты сам можешь выбрать сюжет, размер и срок доставки. Я готов поручиться за этого человека. Его адрес: Сергей Дягилев, Санкт-Петербург, Фонтанка 24.». Сергей Дягилев, молодой дворянин родом из уральского города Пермь, проживал в это время в Санкт-Петербурге. Он был элегантным эстетом и музыкантом и вращался в среде художников и деятелей искусства, создавших в 1898 г. объединение (и журнал) «Мир искусства». Летом Дягилев обычно отправлялся путешествовать по Европе, чтобы быть в курсе всего происходящего в области изобрази- тельного искусства и музыки. Вероятно, при подобных обстоятельствах он и купил три пейзажа Фрица Таулова, от которых был в большом восторге. Эрик Вереншёлль принял предложение Сергея Дягилева и отправил ему полотно «Летний вечер в Квитесейде» (1895 г.), которое в настоящее время находится в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Дягилеву картина очень понравилась, и он послал Вереншёллю письмо на французском языке с выражением благо- дарности. Из сохранившихся пяти его писем худож- нику это было первым. Эрик Вереншёлль является одним из крупнейших представителей изобразительного искусства стран Севера. Он, как и Фриц Таулов, был удостоен звания кавалера французского ордена Почетного легиона. Весной 1895 г. Эрик Вереншёлль написал серию портретов норвежского писателя Генрика Ибсена, один из которых с большим успехом демонстриро- вался на состоявшейся недавно выставке в городе Гент. В последние годы своей жизни летом он писал полные настроения пейзажи и сцены из деревенской жизни Квитесейда, маленького далекого местечка в Телемарке, добираться до которого после постройки Телемарк- ского канала стало гораздо проще водным путем. Весной 1897 года Сергей Дягилев по поручению Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге должен был организовать большую выставку современного изобразительного искусства стран Севера. Тем летом в Стокгольме проходила крупная художественно-промышленная выставка, посетив которую Дягилев приобрел солидные знания о современном искусстве Норвегии, Швеции и Дании. Он также совершил поездку в поселок Мура в провинции Даларна в Швеции, где нанес визит знаменитому шведскому художнику Андерсу Цорну. Из Стокгольма Сергей Дягилев отправился в Кристианию с рекомендательным письмом от шведского «принца-художника» – принца Евгения, – чтобы встретиться там с Эриком Вереншёллем. Однако как раз в это время Вереншёлль находился в Квитесейде. Он работал над иллюстра- циями к «Кругу земному» Снорри Стурлусона. Тогда русский путешественник двинулся дальше, через город Шиен и по Телемаркскому каналу добрался до Квитесейда, куда он прибыл на пароходе в поне- дельник 26 июля 1897 г. Двадцатипятилетний русский гость и его хозяин, сорокадвухлетний норвежский художник, до глубокой ночи оживленно беседовали по-французски. Они обсуждали, какие норвежские картины следовало бы отобрать для предстоящей выставки в Санкт-Петербурге. Вереншёлль взялся содействовать Дягилеву в получении ссуды. На сле- дующий день Сергей Дягилев возвратился в Кристиа- нию, где провел переговоры с Национальной галереей и осмотрел несколько частных коллекций. Дягилеву очень понравился дом Эрика Вереншёлля в Люсакере (предместье Осло), где он был сердечно принят супругой Вереншёлля, Софией, которая помогла ему отобрать ряд работ для выставки. Посещение русского произвело большое впечатление на четыр- надцатилетнего Вернера, сына художника. Он всю жизнь заботливо хранил расписную деревянную ложку, подаренную ему Дягилевым. Теперь эта ложка хранится у автора этой статьи. Выставка скандинавского искусства, организован- ная Сергеем Дягилевым, была торжественно открыта в субботу 11 (23) октября 1897 г. в роскошном помещении Императорского общества поощрения художеств на Большой Морской улице, в доме номер 38, недалеко от Исаакиевского собора, в самом сердце Санкт-Петербурга. На выставке было представлено 289 работ семидесяти четырех художников, из кото- рых 27 были норвежцами, 27 – датчанами и 20 – шведами. Выставка была открыта в течение месяца и явилась большим общественным событием в жизни российской столицы. Среди норвежских художников выделялись Фриц Таулов, Эрик Вереншёлль, Кристиан Скредсвиг, Герхард Мюнте и Кристиан Крог. На выставке экспонировались картины, выполненные маслом, а также акварели и рисунки. Там были работы и таких норвежских художников, как Якоб Глёэрсен, Ханс Хейердал, Ларс Юрде, Эйлиф Петерсен, Отто Синдинг и Густав Венцель. Среди отобранных Сергеем Дягилевым было одно полотно Эдварда Мунка. Картина Мунка, а также работы Оды Крог и отчасти Герхарда Мюнте, выз- вали на выставке самые противоречивые отклики. С наибольшим восторгом был встречен Андерс Цорн, который уже в то время служил примером для многих русских художников. Большим успехом у прессы и публики пользовались также работы Фрица Таулова, Эрика Вереншёлля и шведского принца Евгения. Множество статей и рецензий, посвященных выставке, было опубликовано в российских газетах и журналах. В большинстве из них выставке дава- лась положительная оценка, но отмечалась разница в качестве работ и неровность в их отборе. Исключение составил влиятельный журнал «Нива», напечатавший статью, в которой говорилось, что выставка потерпела фиаско у публики, и что она представляла опасность для молодых русских художников, поскольку на ней было выставлено много работ, выполненных в духе импрессионизма, символизма, мистицизма и японизма, а это являлось отклонением от недавно утвердившегося в России реализма. В опубликованной в ультралиберальном журнале «Северный вестник» в ноябре 1897 г. статье Сергей Дягилев дает исчерпывающий сопоставительный анализ современного изобразительного искусства Норвегии, Швеции и Дании. С особой симпатией он пишет об Эрике Вереншёлле, начиная свою статью с описания его личности, его дома и его работ и по- свящая ему многие страницы. Дягилева привели в восхищение иллюстрации Вереншёлля, которые он ставит в один ряд с лучшими образцами этого жанра в мировом искусстве. Большое внимание уделяет Дягилев также положительно оцениваемым им работам норвежца Фрица Таулова, шведских художников Андерса Цорна и Бруно Лильефорса и датчанина Вильгельма Хаммерсхоя. В первой тетрадке своего журнала «Мир искусства» в ноябре 1898 г. Сергей Дягилев опубликовал снаб- женную иллюстрациями статью, посвященную рисун- кам Эрика Вереншёлля к «Кругу земному» Снорри Стурлусона, частично написанную им самим. В 1901 г. Дягилев опубликовал ряд иллюстраций Вереншёлля к народным сказкам. Спустя год он издал приложение к журналу «Мир искусства», в котором поместил 52 книжные иллюстрации норвежских, шведских и датских художников, особенно полно представив творчество Э. Вереншёлля, А. Цорна и В. Хаммерсхоя. Усилия Дягилева по пропаганде произведений художников северных стран нашли ощутимое отра- жение в русском изобразительном искусстве. Влияние Вереншёлля признавал иллюстратор сказок Иван Билибин. Викингские мотивы можно проследить в работах Николая Рериха и Василия Кандинского, относящихся к времени ок. 1901–1906 гг. Они навеяны иллюстрациями Э. Вереншёлля и Г. Мюнте к «Кругу земному» Снорри Стурлусона. Русский художник Василий Кандинский, ныне всемирно известный создатель абстрактного искусства, всячески пытался привлечь Вереншёлля в 1901 г. в Мюнхене к участию во второй выставке объединения художников «Phalanx». Причину этого следует искать в востор- женных публикациях Сергея Дягилева в журналах «Северный вестник» и «Мир искусства». К сожа- лению, Эрик Вереншёлль отклонил предложение, видимо потому, что имя человека, приглашавшего его принять участие в выставке, было ему тогда неизвестно.
Автор: Марит Вереншёлль
Опубликовано: БНИЦ, Шпилькин С.В.
Марит Вереншёлль: Поездка Сергея Дягилева в Норвегию и выставка норвежского искусства в Санкт-Петербурге в 1897 году
|