Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Россия - Норвегия/Цыпнаволок/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаРОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальные особенностиСудебная системаПравовая система
Экономика НорвегииСтатистикаЭкология
Статьи о НорвегииРелигия и церковь НорвегииВнешняя политика
Лицом к лицуСобытияВладения Норвегии
Политические партии Норвегии и политикиНорвежский бизнесКоролевский Дом
Норвежский язык Россия - Норвегия Cаамы
Профсоюзное движение 

Цыпнаволок

«Первый в мире и пока что единственный рыболовецкий колхоз». Статья под таким названием появилась в норвежской коммунистической газете «Nordlands Arbeiderblad» 6 августа 1935 г. В статье рассказывалось о группе норвежцев, которые создали рыболовецкий колхоз «Полярная звезда» в маленьком местечке Цыпнаволок на полуострове Рыбачий,
на севере Советского Союза. Им удалось добиться того, чего не смогли сделать рыбаки в Норвегии,
а именно – разрушить цепочку продажи рыбы через капиталистов. Статья была написана Алланом Валлениусом, коммунистом финско-шведского происхождения из международных кругов Комин-
терна в Москве, и была задумана как пример, который коммунисты в Норвегии и других северных странах могли использовать в аргументации и пропаганде другой общественной системы. Однако этот пример остался единственным; маленькая норвежская колония на побережье Кольского полуострова никогда больше не становилась предметом обсуждения
в Норвегии, и это объясняется целым рядом причин.
История норвежской колонии в России коротка,
но полна драматизма. Первые норвежцы отправились из Финнмарка на восток около 1860 г., привлеченные возможностями торговли и рыболовства, а также последовав приглашению русского царя поселиться
на почти необитаемом тогда побережье. Не больше сотни человек отважилось пересечь невидимую границу на краю Варангер-фьорда. Часть из них довольно быстро вернулась обратно в Норвегию, потому что трава не была зеленее по другую сторону границы. Однако кое-кто остался, и большинство обосновалось в Цыпнаволоке, поселке в северо-восточной части полуострова Рыбачий, который представлял собой благоприятное место для рыболовства и торговли. Во время революции
и в годы Гражданской войны, вплоть до 1920 г.,
в Норвегию вернулось еще несколько семей, однако большинство осталось. Несмотря на то, что они сохра-
нили норвежский язык и свои традиции, они за корот-
кое время глубоко укоренились в России. Однако
если раньше их отделяла от Вардё и Восточного Финнмарка короткая поездка по морю, то теперь
все стало гораздо сложнее из-за закрытия границы. Контакты с Норвегией прекратились, хотя отдельные письма доходили до адресатов вплоть до 1940 г.
В 1929 г. 114 человек признавали себя норвежцами в Цыпнаволоке. Всего в Мурманском округе – районе, соответствующем в основном теперешней Мурманской области, – проживало тогда 167 норвежцев. Цып-
наволок был единственным местом, где норвежцы составляли большинство населения, и это сохранялось вплоть до 1940 г. В 1930 г. началась коллективизация побережья Кольского полуострова. И хотя норвежские и финские рыбаки скептически относились к этой идее, у них не было выбора. Рыболовецкий колхоз «Полярная звезда» обзавелся постепенно несколькими небольшими моторными рыбацкими судами, часть которых даже носила норвежские имена, например, «Снеланн» и «Норвест». Главным источником доходов был промысел трески, пикши и лосося в море, а также сельди во фьордах. Охота на тюленя и гренландскую акулу давала дополнительный доход. Большинство семей имело небольшое домашнее хозяйство, несколько коров, свиней и овец. Кроме того, северные олени использовались в качестве транспортного средства,
а их мясо шло в пищу. Норвежцы в Цыпнаволоке жили довольно хорошо в экономическом отношении, прежде всего потому, что были искусными рыбаками и хорошо умели использовать возможности, предоставляемые северной природой.
Норвежцы, в отличие от саамского и финского населения Кольского полуострова, не были выделены как национальное меньшинство. Поэтому обучение
в школе в Цыпнаволоке проходило на русском языке, и не предпринималось никаких специальных мер
для сохранения норвежского языка и культуры.
Тем не менее большинство родителей говорили
со своими детьми на норвежском языке. Первые заседания сельсовета в Цыпнаволоке проходили
с переводом с русского на норвежский, но с 1935 г.
все заседания проходили исключительно на русском языке. Тогда уже русских в поселке стало больше,
а норвежцы гораздо лучше владели русским языком. Большинство норвежцев сохранили библию и псалтырь на норвежском языке, и похоронные обряды были лютеранскими. Обычно одна из женщин заботилась
о том, чтобы были зачитаны отрывки из Библии
и чтобы умерший был предан земле с соблюдением норвежских обычаев.
В 1930-е гг. норвежцы на Кольском полуострове сильно пострадали от политических преследований
в Советском Союзе. Первые аресты произошли уже
в 1930 г., но с полной силой эта трагедия обрушилась как на Цыпнаволок, так и на всю страну в целом, лишь в 1937 г. Шестеро взрослых мужчин были арестованы и отправлены в Ленинград, где они после коллектив-
ного процесса были расстреляны, а их тела были брошены в общую могилу недалеко от Левашово,
к северу от города. С 1930 по 1938 г. было расстреляно 17 человек из норвежской общины на Кольском полуострове. Около 25 мужчин и женщин попали
в лагеря, и 10 из них не вернулись. Это означает,
что каждый четвертый норвежец подвергся полити-
ческим репрессиям. Летом 1940 г. все норвежское население Цыпнаволока было принудительно переселено по постановлению НКВД, принятому
в соответствии с приказом Сталина очистить погра-
ничные районы от чужеродных элементов. Норвежцев сначала поселили на берегу Онежского озера в Карелии, однако после перехода Финляндии в наступление
на Советский Союз в июне 1941 г. они были отправ-
лены далее на восток, и большинство оказалось
в Архангельской области. Здесь им пришлось жить
в очень тяжелых условиях. Многие умерли во время голода, поразившего этот район весной 1942 г.
На норвежцев порой смотрели, как на возможных агентов норвежской и западной разведки, однако
во время войны они оказались полезными для своего нового отечества. Многие норвежцы, в том числе братья Коре и Хокон Эйен, выполняли опасные задания в немецком тылу в Финнмарке. Оба брата позднее погибли в боях против немцев и были посмертно отмечены высокими наградами за подвиги. Кольские норвежцы часто были переводчиками
и служили связующим звеном между советскими властями и беженцами из Финнмарка, которых зачисляли в советские войска (см. статью Ханса
Кр. Эриксена).
Участие норвежцев в войне способствовало тому, что после войны оставшимся в живых было разрешено вернуться на побережье Кольского полуострова, однако полуостров Рыбачий и Цыпнаволок стали закрытой военной зоной. Часть норвежцев обосновалась поэтому в Порт-Владимире, к западу от Мурманского фьорда. Они пытались поддерживать кое-какие норвежские традиции, но норвежский язык забывался, а дети получали русское воспитание. Воспоминания
о жестокостях сталинского времени были еще свежи,
и родители полагали, что у детей могут возникнуть проблемы, если они будут сохранять свой родной норвежский язык.
Лишь после 1990 г. потомки норвежских колонистов на Кольском полуострове смогли возобновить контакты со своими родственниками в Норвегии. Сегодня вновь существуют тесные связи между семьями по обе стороны границы, и многие из кольских норвежцев приняли решение вернуться на родину своих предков. В Цыпнаволоке был установлен камень в память
о норвежской колонии в Северо-Западной России,
а на кладбище Левашово под Санкт-Петербургом появилась памятная плита жертвам террора 1930-х гг. Таковы немногие конкретные доказательства того,
что когда-то существовала небольшая группа отважных норвежцев, рискнувших поселиться в великой России.

 Автор: Мортен Йентофт 

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.  Источник: Каталог выставки "Россия-Норвегия"



Важно знать о Норвегии Цыпнаволок - норвежская колония в сталинском Советском Союзе


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Цыпнаволок Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru