Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Россия - Норвегия/Выставки Кандинского в Норвегии/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаРОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальные особенностиСудебная системаПравовая система
Экономика НорвегииСтатистикаЭкология
Статьи о НорвегииРелигия и церковь НорвегииВнешняя политика
Лицом к лицуСобытияВладения Норвегии
Политические партии Норвегии и политикиНорвежский бизнесКоролевский Дом
Норвежский язык Россия - Норвегия Cаамы
Профсоюзное движение 

Выставки Кандинского в Норвегии

Произведения Василия Кандинского – крупнейшего художника и теоретика ХХ в., одного из лидеров авангардного движения, были дважды представлены в Норвегии. Первый раз – на выставке «Синего всадника» в январе 1914 г. в Осло и в апреле в Тронхейме; второй раз – на совместной выставке с Габриэле Мюнтер в мае 1916 г. в Осло.
На выставке «Синего всадника» в Осло экспонировалось пять программных произведений художника: «Композиция V» (1911), «Пастораль» (1911) и три импровизации. Отказавшись от предметного изображения, Кандинский разработал три типа абстрактных картин – «импрессии», рождающиеся в результате прямого впечатления от «внешней природы», «импровизации», выражающие «главным образом бессознательно, большей частью внезапно» процессы внутреннего характера, и наконец композиции,
в которых использовался богатейший арсенал выразительных средств. Художник мыслил свои композиции как некие новые миры, возникающие, как космос – «путем катастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой – музыка сфер» (Кандинский 2001: 195, 285). Именно в композициях многолетние искания Кандинского получают наиболее полное воплощение.
В 1911 г. вышла в свет его книга «О духовном в искусстве», подытожившая основные положения его научной теории. Кандинский в это время сближается с немецкими экспрессионистами. «Я шел через экспрессионизм к абстрактной живописи – медленно, через отчаяние, надежду, открытия», – писал он (Цит. по: Стойков 1964: 103). В абстрактных экспрессиях художника окончательно преодолевается предметность ради передачи чистоты внутреннего звучания. Идея «звучащей духовности» была воспринята молодым немецким художником Ф. Марком. Совместно с Марком Кандинский издает альманах «Синий всадник», который должен был осуществлять «связь с прошлым» и быть «лучом в будущее». Романтический образ всадника, помещенный на обложку альманаха, стал символом схватки, прорыва, борьбы. Кандинский мыслил альманах как «синтетическую книгу», как орган всех видов искусства: живописи, музыки и театра.
Редакция «Синего всадника» в декабре 1911 г. открыла выставку в мюнхенской галерее Танххаузер. В ней участвовали: А. Макке, Г. Мюнтер, Г. Кампендонк, Р. Делоне, В. и Д. Бурлюки, композитор А. Шёнберг. После двухнедельного показа в Мюнхене выставка совершила турне по городам Германии и Северной Европы, в том числе состоялась и в Норвегии. В состав выставки были включены новые участники: Э. Хеккель, Э. Кирхнер, П. Клее, М. Пехштейн, М. Веревкина, А. Явленский, Н. Гончарова, произведения которых давали более полное представление о современных направлениях в живописи. Организатором выставки был Г. Вальден, прогрессивный журналист и издатель авангардного журнала «Штурм». На страницах журнала печатались полемические статьи, направленные против культуры XIX в., критические обзоры выставок, фрагменты книги Кандинского «О духовном в искусстве». Открытием выставки «Синий всадник» начинает в Берлине свою деятельность галерея «Штурм», где в течение последующих двух лет состоялось 23 выставки современных художников и одна из самых значительных экспозиций международного авангарда – «Первый немецкий осенний салон», в котором участвовало 90 художников из 13 стран. Экспозиция продемонстрировала современное искусство как единое и многосоставное общеевропейское движение, без национальных разделений. Идея «Синего всадника», идея нового искусства, не знающего границ, была воспринята Вальденом и блестяще им реализована. Организаторские способности Вальдена в большей степени проявились в годы Первой мировой войны. Это было чрезвычайно трудное и трагическое время для художественной интеллигенции, в том числе и для Кандинского. 1 августа 1914 г. было объявлено о начале войны Германии с Россией. Кандинский был вынужден срочно покинуть Мюнхен и вместе с Г. Мюнтер, немецкой художницей, с которой его связывали долгие годы дружбы и любви, переехать в Швейцарию. В декабре он вернулся в Россию. Прерванная войной связь с друзьями и коллегами, крах всех намеченных планов, неустроенная жизнь
в Москве – все это действовало на художника угнетающе и создавало неблагоприятную почву для его творчества.
Вальден и его жена, шведская художница Н. Роусланн, активно помогали во время войны осуществлять связь между Россией и Германией. С их помощью Мюнтер переехала в Швецию, откуда она вела переписку с Кандинским, сообщая ему европейские новости, а главное – настойчиво приглашая приехать в Стокгольм для организации персональной выставки. Судя по их переписке, подготовка к выставке велась. Они обсуждали ее состав и содержание каталога, а также возможность продажи его книги. В декабре 1915 г. на Рождество Кандинский приехал в Стокгольм. Открытие выставки состоялось 1 февраля 1916 г. Она включала 19 картин, созданных в период 1909–1914 гг., 7 гравюр, 4 панно, 7 акварелей и 2 темперные работы. Пять картин были привезены из Мальмё, где в мае 1914 г. проходила большая промышленная выставка стран Балтийского моря. Ее художественный отдел в целом был представлен традиционными произведениями, среди которых наиболее новаторскими выглядели абстрактные полотна Кандинского и работы «русских мюнхенцев», тяготевших к экспрессионизму.
Выставка в Стокгольме имела широкий резонанс. Многие газеты поместили отзывы на своих страницах, автор статьи в «Svenska Dagbladet» определил Кандинского как «незаурядного неуправляемого природного гения, не дикаря, но высокообразованного человека с широким кругом интересов и богатым опытом», а в «Dagens Nyheter» появилась статья, озаглавленная «Кандинский – композитор цветовых симфоний. Открытие России» (Barnett 1989: 39). Во время пребывания в Швеции Кандинский создал несколько акварелей со сказочными сюжетами и написал новую работу – «О художнике», изданную в виде брошюры на шведском языке. В журнале «Konst» он опубликовал статью «Искусство беспредметного».
После состоявшейся в Стокгольме в марте 1916 г. выставки Мюнтер, ее произведения были объединены с картинами Кандинского и показаны в мае того же года в Норвегии. В Осло выставка экспонировалась в центре города, в здании известного мецената К. Блумквиста, где ранее проходила выставка «Синего всадника». На совместной выставке Кандинского и Мюнтер были представлены лучшие работы обоих художников. Среди них 17 произведений Кандинского: семь «Импровизаций» периода 1909–1913 гг. и одна из лучших его композиций – «Композиция VI» (1913), картины и пейзажи мурнауского периода, когда в его творчестве только еще намечались абстрактные элементы: «Дамы в кринолинах» (1909), «Зима» (1910), «Арабы» (1911). Эти работы отличаются декоративностью, звучностью цветовых гармоний. Часто пейзажный мотив служит лишь предлогом для создания красочных композиций, и главный выразительный смысл переносится на пластический язык живописи. Художник, подобно композитору в музыке, стремился обрести способность свободного выражения чувств, т.к. произведение искусства, как считал Кандинский, должно создаваться по законам «внутренней необходимости» и звучать так, чтобы душа зрителя вибрировала с тем же резонансом.
«Цвет – это клавиши, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу» (Кандинский 1967: 149).
Демонстрация лучших произведений родоначальника абстрактной живописи Василия Кандинского
не могла пройти бесследно для норвежской художественной культуры. Как отмечает в своей статье, посвященной русско-норвежским связям этого времени, известная норвежская исследовательница Марит Вереншёлль, выставки Кандинского оказали сильное влияние на творчество многих норвежских мастеров, таких как Х. Сёренсен, Л. Карстен, Р. Тигесен, Г. Вигеланн. В их произведениях постепенно трансформируется цветовое видение и появляется большая свобода в композиционных решениях (Werenskiold 1989: 151–152).
 

Автор: Наталия Автономова

Опубликовно: БНИЦ/Шпилькин С.В.



Важно знать о Норвегии Выставки Василия Кандинского в Норвегии


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Выставки Кандинского в Норвегии Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru