Глава 16.Часть3
Изобразительное искусство
Древнейшие памятники, обнаруженные на территории Норвегии, входят в общий комплекс ранней художественной культуры Скандинавии. Таковы наскальные изображения эпохи неолита (II тысячелетие до н. э.), остатки древних жилищ I тысячелетия до н. э.
Черты, характеризующие норвежскую художественную культуру, проявляются в конце VIII-IX в., в так называемую эпоху викингов, когда началось политическое объединение Норвегии. К IX в. относится расцвет орнаментальной деревянной резьбы. Ей присущи динамичный четкий ритм и декоративное богатство. Великолепные образцы искусства резчиков (как и современных им ткачей) обнаружены в знаменитом археологическом комплексе погребальной ладьи из Усеберга (около 850 г.). Декор ладьи, саней и других предметов из погребения представляет собой выполненный с высоким мастерством орнамент, в котором в сложных сочетаниях сплетены зооморфные и геометрические мотивы, плетенка и петельный узор, условные фигурки людей и животных. Резная голова фантастического чудовища – Усебергского "дракона" – дает представление об искусстве мастеров, умевших с исключительным изяществом компоновать орнамент и на плоскости и на трехмерных объемах. Основные декоративные элементы этой резьбы долгие столетия продолжают жить в искусстве Норвегии.
Период с X по XIII в. – время расцвета средневековой Норвегии – ознаменовался подъемом творческих сил народа. В эпоху романского стиля (XI-XII вв.) искусство обогащается новыми чертами. Умножаются области, в которых работают мастера: появляются монументальная скульптура и живопись. Расширяется изобразительная тематика: она берется как из скандинавских саг, так и, по мере распространения христианства, из Библии. Художественная резьба по дереву покрывает теперь не только предметы, связанные с мореплаванием и войной, но и двери и скамьи церквей, кафедры, предметы культа. Самый характер резьбы также меняется: наряду с зооморфными элементами все больше места в декоре занимают растительные мотивы и человеческие фигуры, отвлеченный орнамент становится более повествовательным. Такова дверь церкви в Хиллестаде, исполненная в конце XII в.: в растительный орнамент вплетены конкретные сцены из легенд о древнескандинавском герое Сигурде. Некоторое представление о живописи той норы, до нас не сохранившейся, может дать фрагмент тканой шпалеры из Балдисхола, изображающий аллегорические фигуры месяцев апреля и пая на фоне геометрических узоров (конец XII в.); тональность шпалеры свидетельствует о приверженности норвежских мастеров к чистым и светлым краскам.
Одновременно создаются своеобразнейшие памятники деревянной архитектуры норвежского средневековья – ставкирки (stavkirke). Это двухкаркасные сооружения, из которых внутренний состоит из двух ярусов тонких столбов, наружный – из стен, в рамы которых вставлены вертикальные, также деревянные пластины. Церковь обычно окружена крытой галереей и завершается башенкой со шпилем. Большое своеобразие придают общему силуэту церкви многочисленные покатые крыши, сооруженные над галереей, входами и другими частями здания. Волнистые коньки крыш увенчаны на концах головами "драконов", богатой резьбой украшены также крыльца, столбы, перила, иногда и стены. Свет проникает в церковь через небольшие круглые отверстия в верхней части стен и в апсиде, так что в нижней части здания постоянно царит полумрак. Эти небольшие по размерам сооружения благодаря своей строгой архитектонике производят монументальное впечатление. Примерно из 900 деревянных церквей, построенных в Норвегии к началу XIV в., сохранилось лишь несколько десятков, в том числе ставкирки в Урнесе (1060-1130), Боргунне (около 1150 г.), Голе (XII в., ныне в Народном музее на Бюгдё, Осло) и др.
В наиболее крупных норвежских городах – Осло, Тронхейме, Бергене, Ставангере – наряду с деревянным начало развиваться строительство из кампя. Сохранившиеся до наших дней отдельные церковные сооружения из камня – собор в Тронхейме (1140-1320, достроен в XIX-XX вв.), собор в Ставангере (1130-1300) – показывают влияние на церковное зодчество английской романской и готической архитектуры, элементы которой в Норвегии нередко выступают в неожиданных сочетаниях. Характерна архитектура собора в Ставангере, где тяжелый романский неф с мощными колоннами сочетается с готическим хором, со стрельчатыми окнами. Величественный собор в Тронхейме производит внушительное впечатление: это трехнефное сооружение, в котором над центром романского трансепта возвышается высокая башня; к готическому хору примыкает восьмигранная капелла "Октагон", увенчанная восьмигранной же крышей пирамидальной формы, а внутри хода видны пучки топких колони, профилированные арки, веера нервюр.
Из готических сооружений гражданского назначения сохранились лишь немногие. Образцами их могут служите Королевский зал в Бергене (Haakonshallen, 1246-1261) – каменное здание со ступенчатыми фронтонами на торцах, а также крепость Акерсхус в Осло (начата около 1300 г.) с ее суровой архитектурой, сооруженная на прибрежной скале.
Готический стиль в изобразите льном искусстве Норвегии широко распространился в XIII-XIV вв. Его развитие можно проследить на дошедших до нас алтарных образах, произведениях скульптуры и миниатюрах рукописей. Для искусства этого периода характерна глубокая эмоциональность, выраженная крайне лаконичным изобразительным языком. Фигуры людей – напряженные, застывшие, насыщены интенсивными, глубокими, но как бы скрытыми переживаниями. Таковы миниатюры рукописи Магнуса Лагабётера (около 1300 г.), алтарный образ из церкви в Дале (начало XIV в.), скульптурное распятие из церкви в Студеберге (около 1260 г.), статуя Богоматери с младенцем из церкви в Энебакке (середина XIII в.).
В XIII в. Норвегия по своей художественной культуре была ведущей среди скандинавских стран, причем ее искусство отнюдь не было провинциально замкнутым и органически входило в западноевропейскую готику. Однако ряд причин, среди которых немаловажное значение имела гибель значительной части населения от эпидемий, равно как и потеря Норвегией своей независимости (подчинение ее Дании), привели к упадку страды и оскудению се художественной культуры. В связи с этим норвежское искусство надолго отошло от общего русла европейской художественной жизни. Ренессанс и барокко нашли лишь слабое выражение в Норвегии в XV-XVII вв. С XIV по первую половину XVI в. живет в основном крестьянское искусство: резьба по дереву, вышивание, литье и другие виды работ из металла, плетение кружев и тому подобная художественная деятельность бытового характера. Ни один из норвежских мастеров не добился широкой известности, за исключением резчика по слоновой кости Магнуса Берга (1666-1739), работавшего на рубеже XVII-XVIII вв. преимущественно за пределами Норвегии. Однако скромная деятельность местных ремесленников помогла сохранить те национальные черты, которые легли в основу позднейшего развития норвежского искусства, обретшего новую жизнь после освобождения Норвегии от иноземной власти (1814 г.).
Некоторое оживление норвежского искусства начинается уже в конце XVI – первой половине XVII в., когда усиливаются торговые и культурные связи страны с Германией, Нидерландами, Англией. Черты стиля эпохи Возрождения проникают в этот период в Норвегию, но элементы его выражены не ярко и далеко не преобладают. Они перерабатываются норвежскими мастерами в духе местных художественных традиций, которые были сильны.
Черты архитектуры Возрождения в XVII в. проявляются в значительной мере в городских сооружениях, предназначенных для малочисленной местной знати, в усадьбах и имениях: Эстроте (Austråt, 1654-1656, в Эстланне), Розендале (1661-1665, в Хардангере) и в крепостных сооружениях Тронхейма, Фредрикстада и др. Заметно растут крупные города – Осло (с 1624 г. – Кристиании), Берген, начинается их планирование. В XVIII в. в зодчестве начинают сказываться черты барокко и рококо, специфически трактованные норвежскими мастерами: строятся дома, окруженные галереями, увенчанные крутыми черепичными крышами с изломом, дающими место для чердачных помещений. Образцами могут служить здания, сооруженные архитекторами И. К. Эрнстом (1666-1750), С. Аспосом (Aspaas, 1736-1816) и др. Особенно сильно выражены новые черты во внутренней отделке помещений. Комнаты жилых домов покрываются росписями, интерьеры церквей украшаются пышной резьбой, лепкой, живописью, чему может служить примером богато отделанная церковь в Конгсберге, созданная архитектором И. А. Стуккенброком (1698-1756).
На рубеже XVI II-XIX вв. в Норвегии появляются сооружения в духе раннего классицизма. Королевская резиденция в Тронхейме (1774-1778) показывает норвежский вариант этого стиля: простые формы, крутая черепичная крыша, вертикальная дощатая обшивка стен придают зданию национальный колорит. Так же своеобразны и усадьбы в Богстаде (1759-1762), Улефоссе (1802-1807), построенные зодчим И. X. Равертом (1751-1853), и ряд других.
Особенно разнообразна в XVIII в. деятельность мастеров в области прикладного искусства, производства и украшения бытовых предметов. Степы комнат, мебель и т. д. расписываются в традиционном духе, но и в это искусство проникают элементы европейской моды, донесенной до уединенных хуторов из крупных центров побережья. Все более распространяется не только резьба, но и живопись по дереву. Среди живописных мотивов приобретают особо широкую популярность орнамент из листьев и побегов аканта, изображения цветов и фруктов, а также бытовые и библейские сцены, которыми украшались степы и потолки, сундуки, кровати и другие предметы мебели ("розовая живопись"). Художественный спрос зажиточных слоев городского населения удовлетворяют третьестепенные иностранные художники, частично местные мастера, нередко начинавшие как ремесленники, а затем приобщившиеся к более широкой художественной культуре. Многие из них работали в различных областях искусства.
Из всех видов "большого" искусства шире всего был спрос на живопись – портреты и декоративные росписи, украшавшие частные дома и общественные здания.
Уже во второй половине XVIII в. можно говорить о двух группах живописцев – из Бергена и Кристиании. Для художественной жизни Бергена большое значение имела деятельность М. Блументаля (около 1719 – 1763 гг.), который делал декоративные росписи в стиле барокко и был также популярным портретистом и пейзажистом. В Кристиании сосредоточилась художественная жизнь всей юго-восточной части страны, плотно населенной и обладавшей наиболее развитой промышленностью. Здесь находили себе применение как живописцы, так и мастера прикладного искусства, часто совмещавшие различные области деятельности. Они использовались не только отдельными заказчиками, но и керамическими, стекольными и др. мануфактурами. Наиболее значительными из художников этой группы были П. Однес (Aadness, 1739-1792), портретист, пейзажист и декоратор, покрывший динамичными и яркими росписями степы многих домов в усадьбах вокруг озера Рандсфьорд, Ф. Хоссифеллер (Hosenfelder, около 1722-1805 гг.), переселившийся в Норвегию из Берлина. Он работал на керамической мануфактуре в Херребё, а после ее закрытия в 1772 г. выполнял портреты, пейзажи и декоративные росписи. Разносторонней была деятельность скульптора Г. Бека (ум. в 1776 г.), модельера на той же мануфактуре и резчика матриц для железных литых рельефов – литья, процветавшего в Норвегии более 300 лет. Резьбой по дереву прославился Я. Клукстад (около 1715-1773 гг.), создававший великолепные резные алтарные преграды и кафедры в церквах Гудбрансдаля, Ромсдаля и др.
Таким образом, в Норвегии в XVIII в. создается наряду с крестьянским искусством более широкая художественная культура, говорящая о преодолении длительного периода застоя.
* * *
Общественно-политический подъем 1810-х годов, превращение Норвегии в самостоятельное и сравнительно передовое для своего времени буржуазное государство, с собственной столицей, университетом, государственным банком создали, естественно, более благоприятные условия для развития изобразительных искусств на основе столетиями накопленных культурных традиций. Это развитие увенчалось созданием национальной художественной школы. Произошло это далеко не сразу. Не имея своей профессиональной школы, норвежские, как и другие скандинавские, художники вынуждены были на протяжении всего XIX в. получать образование за границей, преимущественно в Дании и Германии, во Франции, а также в Италии.
Только в 1901 г. в историческом обзоре, посвященном искусству XIX столетия, выдающийся русский критик В. В. Стасов приветствовал как событие "крупное, важное и радостное"33 включение Норвегии наряду с Данией и Швецией в русло европейского художественного движения.
Обостренное долгим пребыванием на чужбине чувство родины стимулировало развитие творчества первых живописцев самостоятельной Норвегии. Норвегия всегда оставалась ведущей темой их искусства.
Наиболее выдающийся художник прошлого века Ю. Даль (Dahl, 1788-1857) снискал славу основателя норвежской школы живописи. Даль учился в Копенгагене, жил некоторое время в Италии, с 1818 г. поселился в Дрездене, где работал в качестве профессора живописи в Академии искусств, и посещал родину наездами. Даль вошел в историю отечественной живописи как замечательный мастер-пейзажист. В своих картинах он стремился запечатлеть неповторимые черты норвежской природы, ее величие и первозданную красоту. Его романтически взволнованное искусство донесло до нас виды бурных водопадов и горных ландшафтов, тихих долин и лесистых холмов страны ("Горный пейзаж в Норвегии", 1836; "Пороги близ Хаугесунда", 1839). Даль создал также многочисленные произведения – наброски и законченные полотна – на итальянские, датские и немецкие темы. Он был блестящим рисовальщиком. С его именем связано начало в развитии норвежской графики.
Даль был инициатором создания в столице Национальной галереи, основанной в 1837 г. и спустя пять лет открытой для публики. Ныне это крупнейшее в стране собрание национального и европейского искусства. Даль одним из первых понял необходимость организационного объединения норвежских художников и содействовал ему: объединение художников столицы основано в 1839 г., общенациональное – в 1860 г. Его восхищали уникальные памятники средневекового деревянного зодчества Норвегии, и, заботясь об их сохранности, он написал о них книгу.
У Даля было много учеников, прежде всего Т. Фернлей (1802-1842), унаследовавший от Даля любовь к жанру пейзажа, а также романтическое и героическое истолкование норвежской природы ("Лаброфоссен", 1837). Уже в первой половине XIX столетия изображение национального ландшафта становится содержанием пейзажа – ведущего жанра норвежской живописи.
Начиная с 40-х годов большинство норвежских художников учится в Дюссельдорфе. В это время живопись заметно обогащается темами из народной жизни, и наряду с пейзажем самостоятельное место в искусстве занимает жанровая картина. Так, в картинах А. Тидеманна (Tidemand, 1814-1876), основоположника норвежской бытовой живописи, одного из наиболее видных представителей дюссельдорфской колонии художников, члена многих иностранных академий искусств, воспевается самобытность крестьянского уклада жизни, любовно и этнографически точно изображаются интерьеры сельских домов и их обитатели за своими занятиями ("Одинокие старики", 1849; "Сектанты", 1852).
Видной фигурой в Дюссельдорфе был и X. Гуде (Gude, 1825-1903). Продолжительное время он занимал пост профессора в художественных учебных центрах Германии, где у него обучались многие известные норвежские мастера: Таулов, Крог, Синдинг. Пейзажную живопись Гуде определяют норвежские мотивы ("Вид Осло-фьорда", 1874).
В 70-е годы XIX столетия выдвигается как новый художественный центр Мюнхен. У побывавших там северных мастеров обнаруживается большой интерес к историческим сюжетам. Однако пейзажная и жанровая живопись по-прежнему сохраняет свое первенствующее положение.
На смену Мюнхену вскоре приходит Париж. В напряженной художественной жизни французской столицы скандинавские мастера черпали новые идеи и, возвращаясь на родину, сначала экспериментировали, а потом смело утверждали их в своем творчестве. Художники начинают активно работать на открытом воздухе. Возникает пленэрная живопись, которая в качестве главных творческих проблем ставит взаимодействие света и цвета, "раскрепощение" колорита, передачу всего красочного богатства окружающего мира.
80-е годы XIX столетия вошли в историю национального изобразительного искусства как "золотое время". В 1884 г. впервые учреждается ежегодная национальная художественная выставка, которая проводится и поныне. В 1876 г. был основан Музей прикладного искусства, в 1894 г. – Норвежский народный музей, этнографический музей на открытом воздухе, в 1909 г. – Академия художеств.
Наступивший расцвет прежде всего связан с именами К. Крога и Э. Вереншёлля. Особого внимания заслуживает личность К. Крога (Krohg, 1852-1925) – не только художника, но и видного писателя. Крог учился в Берлине, работал в Дании и во Франции, вернувшись в Норвегию, быстро стал вождем прогрессивно настроенной художественной интеллигенции, а позже профессором и первым директором национальной Академии художеств, председателем Союза художников. Творчество Крога охватывало все важные аспекты жизни современного общества, откликалось на самые острые проблемы эпохи. Наибольшей выразительности в обнажении социальных противоречий Крог достигает в картине "Альбертина в полицейском участке" (1886-1887).
Смелая кисть Крога создала также исторические полотна ("Лейв Эйрикссон открывает Америку", 1893) и картины из жизни рыбаков ("Лево руля!", 1879). Крог – автор замечательных портретов своих современников (портрет художника Г. Мунте, 1885). Человеческая личность всегда стояла в центре внимания художника.
Э. Вереншёлль (Werenskiold, 1855-1938) прославился прежде всего как портретист (портреты Г. Ибсена, 1895; Б. Бьёрнсона, 1900), хотя создал немало пейзаясей и жанровых полотен ("Девушки из Телемарка", 1883; "Сельские похороны", 1885). Вереншёлль иллюстрировал также "Норвежские волшебные сказки и народные предания" П. Асбьёрнсена и Ё. My.
В традиционных для норвежской школы жанрах – пейзаже и бытовой живописи – прославились и другие известные художники этого времени – Ф. Таулов (Thaulow, 1847-1906) и Г. Мунте (Munthe, 1849-1929). Таулов писал эмоционально выразительные, тонкие и красивые по колориту пейзажи ("Улица в Крагерё", 1882). Его творчество испытало сильное влияние импрессионизма. Мунте – художник более разносторонний. Создавая жанровые сцены из жизни людей восточной Норвегии, воспевая природу этого края ("Вечер в Эггедале", 1888; "Сад фермера", 1889), он одновременно показал себя как монументалист и художественный критик. Подобно Вереншёллю, Мунте проявил большой интерес к сказочным и фольклорным сюжетам. Однако самый популярный в стране иллюстратор норвежских сказок – Т. Киттельсен (Kittelsen, 1857-1914), обладавший тонким и добрым талантом юмориста и редкой фантазией. Его графика и живопись, особенно пейзажи, также глубоко национальны.
Все эти художники, творчески восприняв новейшие открытия современной им французской школы, создавали истинно патриотические произведения, составившие одну из лучших страниц в истории норвежской живописи. Их творчество легло в основу художественного развития Норвегии в XX столетии.
Менее интересна в XIX в. норвежская скульптура, в основном развивавшаяся в русле классицизма. Таково творчество Ю. Миддельтуна (Middelthunn, 1820-1886), наиболее заметного скульптора своего времени. Созданные им портретные бюсты исполнены в традициях Б. Торвальдсена и его эпохи. От этой традиции решительно отступают. Б. Бергслиен (Bergslien, 1830-1898) и С. Синдинг (Sinding, 1846-1922), долго работавший в Копенгагене и Париже. Их творчество, более динамичное по форме и эмоциональное по содержанию, с особой силой раскрылось в сфере монументального ваяния. Так, Бергслиен создал памятник X. Вергеланну (1881), конный монумент короля Карла Юхана перед Королевским дворцом в Кристиании (1875). Там же перед фасадом Национального театра установлены статуи Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона (обе – 1899) работы Синдинга. В Бергене им сооружен памятник музыканту Уле Буллю (1901). На рубеже XIX и XX столетий достигает своего расцвета искусство такого крупного ваятеля, как Ингебрит Вик (Vik, 1867-1927), чьи произведения отличаются тонким пониманием пластической формы ("Девушка", 1909).
Общий национальный подъем XIX в. оказал свое воздействие и на архитектуру. Уже в первой половине столетия, прежде всего в столице, стали строиться новые правительственные и общественные здания, оформляется центр города. Наиболее интересным сооружением, и ныне украшающим Осло, является Королевский дворец, построенный в стиле классицизма (1824-1848) по проекту датского архитектора Г. Линстова (Linstov, 1787-1851). Воздвигнутый в живописном парке на холме, он открывает перспективу улицы Карла Юхана – главной столичной магистрали. На той же центральной улице в 40-е годы К. Грош (Grosch, 1801-1865), обучавшийся в Копенгагенской Академии художеств, построил старое здание университета, отмеченное чертами того же строгого стиля. Плодовитый архитектор, Грош особенно много работал в Осло и принимал участие в строительстве Королевского дворца. Наиболее примечательным, хотя и подражательным, сооружением второй половины века является здание стортинга (1866). Спроектированное шведским архитектором Э. В. Ланглетом (Langlet) в псевдороманском стиле, оно отражает свойственный европейскому зодчеству того времени эклектизм.
Новый этап в истории норвежской архитектуры начинается в конце XIX в. В ходе индустриализации стали строиться промышленные здания, электростанции, вокзалы, банки. Эта архитектура носила несамостоятельный характер, отчасти потому что Норвегия еще не имела своего образовательного художественного центра. Поиски национальной самостоятельности в архитектурном стиле увенчались успехом лишь в XX столетии.
Современное изобразительное искусство Норвегии открывается творчеством Э. Мунка (Munch, 1863-1944), владевшего всеми жанрами живописного и графического искусства. Его имя принесло международную известность всей норвежской школе и прочно вошло в историю западноевропейской культуры. Мунка справедливо считают одним из предшественников европейского экспрессионизма. Это с особой силой подтверждают его работы преимущественно 90-х годов, составившие символический цикл "Фриз жизни" ("В комнате умершего", "Крик", "Танец жизни", "Мадонна"). Основой цикла послужили собственные переживания художника. Мунк обнаженно показывает страх человека перед жизнью и смертью. Тема страдания пронизывает его произведения на протяжении всего творческого пути. Однако с наступлением 1900-х годов мотивы отрицания в творчестве мастера постепенно уступают место более жизнеутверждающему восприятию действительности. И в живописи, и в графике Мунка по-прежнему увлекают родные ландшафты ("Скалы в море", 1912), жанровые ("Белая ночь", 1903, один из вариантов композиции "Девушки на мосту") и анималистические сюжеты ("Галопирующая лошадь", 1912), портреты современников ("Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христианин", 1902) и многочисленные автопортреты ("Автопортрет с сигаретой", 1895). Но диапазон его творчества расширяется. В его искусстве мы видим нового героя ("Шкипер", 1899; "Рабочий", 1902; "За уборкой снега", 1911; "Землекопы", 1920). К станковой живописи, рисунку и гравюре теперь прибавляются монументальные росписи. Главные из них осуществлены в актовом вале университета ("Мать", "История", "Солнце", 1910-1915). Мунк одержал победу в конкурсе к столетию университета. Наметившийся еще в начале века перелом в творчестве Мунка с особой силой сказался здесь. Созданные им образы идейно и композиционно ясны, они лишены налета индивидуалистического искусства 90-х годов. При всей своей противоречивости наследие проявившего долгую жизнь всемирно известного мастера проникнуто гуманизмом, любовью и состраданием к изображаемому человеческому существу.
Новые веяния, свойственные европейскому искусству XX в., по-прежнему проникали в Норвегию главным образом из Франции. Наибольший резонанс здесь получила школа Матисса. С 1907 по 1911 г. в парижском ателье этого мастера занимались многие художники из Северной Европы, в том числе и из Норвегии. Унаследовав матиссовские принципы, они стали развивать их в монументально-декоративном искусстве у себя на родине.
Мы уже упоминали имя Мунка, пионера в этой области. После него выросла целая плеяда замечательных мастеров-монументалистов, создавших национальную школу, успехи которой теперь известны и за пределами Скандинавии. Ее ядро составили ученики Матисса: X. Сёренсен (Sørensen, 1882-1962), Ж. Хейберг (Heiberg, 1884-1976), А. Револл (Revold, 1887-1962), Пер Крог (Krohg, 1889-1965), сын Кристиана Крога. Начиная в основном с 20-х годов произведения этих мастеров и присоединившегося к ним А. Рольфсена (Rolfsen, р. 1895) украсили многие общественные здания Осло и Бергеиа. Под руководством профессора А. Револла в Академии художеств (с 1924 г.) сложилась школа норвежской стенной живописи.
Яркая страница в развитии монументального искусства связана с созданием художественного комплекса Новой ратуши в Осло. Здание, задуманное еще в 30-е годы, было открыто только весной 1950 г. Война прервала и работы по оформлению ратуши, в которых принимал участие большой отряд ваятелей и живописцев, мастеров прикладного искусства – победителей конкурса 1938 г. Все было подчинено решению одной задачи: ратуша мыслилась как памятник национальной культуры. Естественным было стремление авторов создать единый художественный ансамбль, а вслед за событиями времени отразить и трагический опыт второй мировой войны. Выполненные как мастерами старшего поколения, чьи имена уже названы, так и более молодыми художниками (Р. Аули – Auli, р. 1904; В. Мидельфарт – Middelfart, р. 1904), росписи на стенах парадных залов ратуши представляют собой впечатляющую экспозицию норвежского искусства второй четверти нашего столетия.
Страна и народ нашли здесь свое многогранное воплощение – в сочетании исторического и современного, частного и общего, бытового и величественного, непосредственно повседневного и проблемно значительного. Тут и портретные зарисовки выдающихся норвежцев – Б. Бьёрнсона, Ф. Нансена и др., темы Эйдсволлской конституции и обретения национальной независимости (А. Стурстейн – Storstein, р. 1900), подъема рабочего движения (Р. Аули), тяжелых лет оккупации во время второй мировой войны и праздника освобождения (А. Рольфсен). Выполнены росписи в технике фрески или масляной живописи, в традиционной манере повествования или с преобладанием стилевых элементов современного художественного языка. Их творцы стремились развивать традиции старинной пародией крестьянской живописи.
Общественно-политическая тема впервые отразилась в норвежском искусстве 30-х годов, когда фашизм угрожал миру и свободе, прежде всего в творчестве Аули и Мидельфарта, художников, занявших высокую гражданственную позицию и следовавших призывам своего старшего соотечественника К. Крога, неустанного интерпретатора современной темы. В их картинах возникали образы ораторов и демонстрантов, отражались крупнейшие события времени, например гражданская война в Испании. Они писали также городские виды с вымершими окраинами или обезлюдевшие залы ресторанов. И в образах этой "пустоты" художники передавали тревожные предчувствия эпохи, неустроенность общественной жизни, одиночество человека. Тема труда также звучала в их творчестве. Однако социальные мотивы впоследствии ослабевают в их искусстве.
Позже они нашли своего продолжателя в лице А. Эксланна (Ekeland, р. 1908), автора картин из жизни рабочих ("Мы – безработные"). Его творчество, впитавшее черты экспрессионизма и сюрреализма, вместе с тем актуально и прогрессивно. Теме братства, солидарности угнетенных и порабощенных народов в их освободительной борьбе посвящено полотно "Сестры свободы".
Современное искусство Норвегии представлено также монументальной скульптурой, прежде всего творчеством Г. Вигеланна (Vigeland, 1869-1943), крупнейшего ваятеля Скандинавии, художника универсальных дарований. Еще в конце прошлого столетия, в 90-е годы, Вигеланн создал скульптуры, по теме и настроению близкие символическому циклу Мунка. В группе монументальных памятников и серии скульптурных портретов он увековечил образы великих норвежцев: математика Н. Абеля, писателей Г. Ибсена, X. Вергеланна, Б. Бьёрнсона, К. Коллетт, музыкантов Р. Нурдрока, У. Булля, шведа Альфреда Нобеля, путешественника Ф. Нансена. Памятники, созданные Вигеланном, украшают норвежскую столицу. Скульптор, однако, мечтал о монументальном искусстве. Для осуществления своего замысла Вигеланну не хватило даже долгой его жизни. Сорок лет трудился Вигеланн над сооружением Фрогнер-парка – скульптурно-паркового ансамбля, в настоящее время одной из главных достопримечательностей Осло. От фонтана – огромной бронзовой чаши на плечах шести гигантов (согласно первоначальному проекту) – до грандиозного художественного комплекса, воплотившего идею цикла человеческой жизни, – такова эволюция самого значительного создания Вигеланна.
Скульптор успешно решил почти градостроительную по своему размаху задачу, блестяще спланировал парк, органично сочетал его скульптурное "население" с окружающей природой, воплотил свое философское осмысление человеческой жизни как постоянной борьбы сил добра и зла. Но многие бронзовые и большинство гранитных фигур и групповых композиций Фрогнер-парка несут на себе печать символизма и модерна. Это снижает художественные достоинства памятника, в котором со всей очевидностью, обнаруживается борьба тенденций в творчестве мастера.
Высокий уровень развития современной архитектуры в стране способствовал стремительному подъему, с одной стороны, прикладной художественной промышленности, где еще сохраняются традиции ручного мастерства, с другой – монументальной скульптуры. Ряд ведущих норвежских скульпторов Э. Ли (Lie, р. 1897), А. Гримдален (Grimdalen, 1899-1961), Н. Шелль (Schiøll, р. 1901), Д. Во (Vaa, р. 1903), Н. Флакстад (Flakstad, р. 1907), П. П. Сторм (Storm, р. 1910) декорируют здания или создают скульптуры для открытых пространств и площадей. Все упомянутые деятели приняли участие в создании художественного комплекса Новой ратуши в Осло. Искусство одних более эмоционально, других – классицистически спокойно, но каждый органично сочетает свои произведения с архитектурой.
Традиции народной крестьянской резьбы по дереву продолжает Д. Вереншёлль (Werenskiold, р. 1892). Его жанровые, религиозные, исторические сцепки или композиции по мотивам скандинавской мифологии выполнены в технике рельефа и ярко раскрашены. Созданные им образы глубоко народны.
Со времен Мунка в самостоятельную сферу творчества вырастает норвежская графика. После Мунка наиболее значительным мастером в этой области был Н. Аструп (Astrup, 1880-1928). Великолепными граверами являются: X. Финне (Finne, р. 1898), В. Тветерос (Tveteraas, р. 1898), С. Винге (Winge, р. 1909), П. Р. Гоген (Gauguin, р. 1911), А. Малмедал (Malmedal, р. 1937). Они работают в различных техниках, блестяще владея каждой из них, будь то черно-белые или цветные ксилографии и линогравюры, офорт и гравюра на камне. Их работы отличает высокое профессиональное мастерство. Изображая чаще всего национальный ландшафт, повседневный быт и труд рыбаков и лесорубов, графики стремятся передать своеобразие жизни северных народов.
Медленнее, чем в других странах Западной и: Центральной Европы, в Норвегии "прививались" формалистические направления в искусстве (см. раздел о литературе). Поворотной вехой оказалась середина 50-х годов, когда, особенно в Швеции и Дании, началось увлечение авангардизмом.
Норвегии, с ее более "молодым" и сильным стремлением утвердить и отстоять национальную самобытность, это увлечение коснулось меньше. Сюрреализм, например, совсем не получил здесь почвы; не стал ведущим и экспрессионизм, хотя он и был предвосхищен Мунком. Наконец, абстракционизм, появившийся в Норвегии впервые примерно в 30-е годы, носит более декоративный характер и стал основой творчества лишь отдельных художников: Т. Херамба (Heramb, р. 1916), К. Румора (Rumohr, р. 1916), И. Ситтер (Sitter, р. 1929), скульптора А. Хаукеланна (Hankeland, р. 1920).
Возрождению национальных традиций в области зодчества способствовало создание в 1910 г. в Тронхейме Высшей технической школы с архитектурным факультетом. Уже в здании самой школы (архитектор В. Греве – Greve, 1871-1931) отчетливо выражалось стремление автора использовать формы средневекового норвежского зодчества. Однако наиболее четко самобытность стиля в духе национального романтизма нашла свое выражение все в том же здании Новой ратуши в Осло, воздвигнутом по проекту двух выдающихся современных архитекторов – основоположников национального романтизма: М. Поульсона (Poulsson, 1881-1958) и А. Арнеберга (Arneberg, 1882-1961). Национальные традиции они сумели сочетать с достижениями современной им архитектурной мысли – одна из основных особенностей норвежской архитектуры XX столетия. Аскетичное по своему характеру здание ратуши возвышается на берегу Осло-фьорда и по своему местонахождению и внешнему виду ассоциируется с крепостью на море. Здание активно участвует в формировании силуэта столицы и ее архитектурного облика в целом.
Еще на рубеже 20-30-х годов архитектура Норвегии обогатилась идеями функционализма: строитель ресторана "Скансен" (1926-1927) Л. Баккер (Backer, 1891-1930) широко использовал новые строительные формы и материалы (железобетон).
Одной из характерных и замечательных особенностей послевоенной норвежской архитектуры, как и всего скандинавского зодчества, становится формирование эстетической среды, умение связать отдельные дома и целые микрорайоны с природным ландшафтом, порой очень сложным. Эта задача успешно решается при создании городов-спутников согласно долгосрочному проекту "Большого Осло", составленному в 1948-1950 гг. на 50 лет.
Ведущими архитекторами, активно воплощающими в своем творчестве традиции народного зодчества, являются известный проектировщик гостиничных зданий К. Кнутсен (Knutsen, р. 1903; гостиница "Викинг", 1948-1952), Ф. Риннан (Rinnan, р. 1905) и О. Тветен (Tveten, р. 1907). Два последних спроектировали спортивный комплекс Хольменколлен, законченный в начале 60-х годов. Расположенный в окрестностях Осло, комплекс включает трамплин, трибуны, отель и спортивный музей. Однако некоторые архитекторы в своей практике ориентируются на модернистские течения в мировой архитектуре: Э. Викше (Viksjø, р. 1910; Дом правительства в Осло, 1958), А. Корсмо (Korsmo, р. 1900; дом в Веттаколене, 1955), Дж. Энг (Engh, р. 1916; Норвежский экспортный совет в Осло, 1965).
Как видим, вклад Норвегии в современное изобразительное искусство весьма значителен. Он определяется общей прогрессивной направленностью национальной художественной культуры, высоким профессиональным уровнем творений художников и архитекторов.
БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Ulfdalir
Глава 16.Часть 3. Изобразительное искусство.
|