![]() |
![]() |
|
Вся Норвегия на русском/Mузыка Норвегии/Статьи о музыке Норвегии/Бугге Вессельтофт/ | |
Сегодня: | |
рекомендуем посетить:
на правах рекламы:
|
Бугге Вессельтофт
14 и 15 июня в Москве пройдет 11-й фестиваль «Усадьба Jazz» в Архангельском, который, как и в прошлые годы, наверняка вызовет нашествие не столько поклонников джаза, сколько любителей поваляться на травке и подышать прекрасным подмосковным воздухом. В программе, как обычно, заявлены известные в своих («наших») кругах джазмены и поп-артисты вроде звезды телешоу «Голос» Антона Беляева и его Therr Maitz. Но для нас самый хит — норвежский клавишник Бугге Вессельтофт, один из пионеров так называемого нового джаза, экспериментировавшего с электроникой, издатель подобной интересной музыки на собственном лейбле Jazzland. В Москве Бугге играл лишь однажды: десять лет назад на полузакрытом мероприятии в каком-то уже несуществующем клубе близ метро «Парк культуры». — Вспомни тот концерт десятилетней давности — это же был твой первый концерт в России и Москве? — Да. Причем в Москве — единственный пока что. А вот по России я поиграл довольно много! Я выступал в Санкт-Петербурге во дворце... там удивительный музей еще... вспомнил, Эрмитаж! Один мой друг-литовец — дирижер там. Вообще в Петербурге я часто выступаю, а также играл в Челябинске, Екатеринбурге и многих других городах России. — С кем и чем ты будешь в Москве на «Усадьбе»? — Проект, который приедет в Москву, называется Bugge n' Friends. Это не группа. Это именно проект — туда приглашаются всякие хорошие люди, с кем я познакомился в разных странах. Американский диджей Джо Клоссо, саксофонист — наполовину турок, наполовину швед Ильхан Эрзахин. Ритм-секция — из Норвегии. Обычно с нами играет трубач из Франции Эрик Трюффаз, но сейчас он не смог, так что я пригласил другого хорошего трубача, из Норвегии: Нильса Петтера Молвера. — С ума сойти: Молвера у нас знают и ждут уже лет двенадцать. Как ты его вытащил? — (Смеется.) Ну он мой друг. И мы в Осло соседи. Несложно было, правда. — Одно время у нас был в большой моде твой лейбл Jazzland. Расскажи: как и зачем ты придумал такую оригинальную компанию со столь свежей музыкой? — Я организовал лейбл 20 лет назад. И группу New Conception of Jazz примерно тогда же... Точно: это был 1996 год. Выходит дело, юбилей через два года. А цель была простая и понятная: записывать и выпускать наших новых музыкантов. Потому что, понимаешь, в Норвегии, с одной стороны, в 70-е появились музыканты-новаторы мирового уровня: Ян Гарбарек, Терье Рипдал. Их все знали. А вот потом, чуть позже, было ведь много хороших музыкантов. Но они не могли ездить в турне. Не знаю почему. Норвежская джазовая сцена очень маленькая, поскольку страна маленькая. Выезжать за рубеж очень важно, но вот в 90-е ни у кого не получалось. В начале 90-х пришло новое поколение: я и Нильс Петтер, в частности. Мы стали ездить играть за границу. Там наш электронный «новый джаз» всем понравился. Повторюсь: публики у нас в Норвегии мало, а выехать из страны довольно дорого. И нам помогло государство, в частности. Это важно. Сами по себе мы не дорогие музыканты — у нас не заоблачные гонорары. — Насколько сложно было прижиться в Европе? — Несложно: наша музыка сразу понравилась немцам, французам. Во Франции мы давали по 40 концертов в год, представляешь? У нас там даже свой агент завелся. — В то же время там и играли музыку вашего направления... — Да, Daft Punk, St. Germain, Эрик Трюффаз. Я сразу, уже в 1996 году, понял: это наши парни. С Трюффазом я сдружился — он очень хороший человек, помимо того что трубач отменный. — А в России ты нашел родственную душу? — Да! У вас масса отличных музыкантов. Имен не помню, но вот недавно в Челябинске я слышал просто десяток интересных проектов: парень-трубач из Москвы, этно-роковая девочка из Сибири... Много! У России вообще глубокие традиции в литературе и музыке, в классике, авангарде, в экспериментальной музыке. Так что неудивительно. И нам помогло государство. Это важно. — А как тебе наша публика? — Я вообще люблю выступать в Восточной Европе. Публика очень бурно реагирует и очень душевна. Я люблю Запад тоже, но там, конечно, наелись люди немножко. В том же Лондоне сложно кого-либо удивить, у всех такое отношение: «ну и что это вы тут нам покажете?» (смеется). — Я вот видел в Норвегии концерт: гитарист Стиан Вестерхус с твоей подругой Сийсел Энрессен. Ноль мелодий, сплошная шумовая импровизация — и все были в восторге. В России такое не поняли бы. — Не уверен. У вас публика тоже подготовленная, я это вижу. Bugge n' Friends не собирает стадионы, мы — камерный состав, и публика в основном представляет, чего ожидать. А что касается Стиана и Сийсел — слушай, они и в Норвегии не считаются джазменами. «Нормальными», мейнстримовыми джазменами, во всяком случае. Они, конечно же, авангард на любителя. Ты просто попал в толпу таких любителей (смеется). — Как ты лично пришел к своему «айди» — к джазу в электронном звуке? — Мой папа — джазовый гитарист, поэтому все детство я слушал джаз. И я всегда интересовался компьютерами и электронным звучанием. Первый комп появился у меня уже в 1984 году. — «Мак»? — Нет, «Атари» (смеется). Затем я раздобыл клавиши Fender Rhodes, синтезатор. Тоже все году в 84-м, не позже. — Примерно в те годы вышел «Tutu» Майлза Дэвиса. Как на тебя повлиял его техно-джаз? — Я хорошо помню эту пластинку. Очень ее любил. Но вообще-то самое большое впечатление на меня произвел его «Man with a Horn». Вот это прям вообще нечто... Но я в принципе люблю любого Майлза. — Тебе довелось поиграть с Билли Кобэмом, великим американским джазовым барабанщиком... — Да, он дружил с одним басистом нашим, Терье Гевельтом... — Который записывался с нашими Мишей Альпериным и Аркадием Шилклопером... — Да. Так вот, Билли приехал в Норвегию, чтоб поиграть с нашими. Ну и меня пригласил в тур. Это было очень давно. Но вспомнить приятно. Билли классный! Сейчас как никогда много людей, интересующихся непопсовой музыкой. — Что сейчас с твоим лейблом, который был таким модным у нас в свое время? — Ну что? Рекорд-бизнес изменился. Интернет, стриминг... То есть заниматься лейблом — это все очень увлекательно и интересно, но заработать почти невозможно. Но! Сейчас как никогда много людей, интересующихся непопсовой музыкой. Надо просто найти с ними контакт. Нужно «достать» свою аудиторию. В то же время журналисты уже к нам охладевают: «а, Jazzland, они 20 лет тут уже...» Много групп и лейблов, большая конкуренция. Но я не жалуюсь. — И ищешь новые таланты? — Конечно. Вот недавно выпустили Мари Квиин: вокал с электроникой. Изумительная. Ула Квайберг — джазовый скрипач, играющий некую смесь джаза с роком. Очень крутой — первый и пока единственный скрипач на нашем лейбле. — Себя выпускаешь? — Да. У меня новый проект родился: я, берлинский диджей Хенрик Шварц и контрабасист Дан Берглунд из трио покойного Эсбьорна Свенссона. Выпускаем альбом в сентябре. Последний мой альбом — чистая акустика, воспоминания о детстве, когда я слушал джаз. — Как ты считаешь, винил — это новая ниша для рекорд-бизнеса? — Отчасти да. Я сам лично обожаю винил. И понимаю, почему он людям нравится. CD — это ничто, это кусок пластмассы. А пластинка — произведение искусства. Они даже пахнут приятно! Короче, сколько-то винила мы печатаем — тысячи две каждой позиции примерно. — Неплохо совсем. — Да, такой тираж расходится. — Как записываешь? — Дома. Не очень хорошая студия у меня, просто комната с аппаратурой. Рояль и ProTools. Это я сольно так работаю. Когда группой, то мы снимаем домик в горах, где вообще никого. Я не люблю ходить в студии. Заказывать, ждать и так далее. Я люблю работать, когда и сколько хочется. На природе мы играем и пишемся все время. Природа бодрит и вдохновляет. Горы — особенно. Я это с возрастом понял. Bugge n' Friends. Live at Oslo Jazzfestival
Nils Petter Molvær — «Mercury Heart»
Bugge Wesseltoft & Henrik Schwarz — «Leave My Head Alone Brain»
Sidsel Endresen and Stian Westerhus. Live at Porgy & Bess club
Читать также: Бугге Вессельтофт на фестивале «Metagalaxy» в Челябинске Анонс: Фестиваль «Усадьба Jazz» 2014 в Москве Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: COLTA.RU Автор: Александр Беляев ![]() |
![]() Обратная связь |
© Norge.ru 19992025. Все права защищены и принадлежат сайту Norge.ru. Перепечатка, включение информации, содержащейся в рекламных и иных материалах сайта, во всевозможные базы данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение таких материалов в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения редакции сайта. |